"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", 2012, N N 4, 5
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ
Водительский труд далеко не для всех может оказаться оптимальным и соответствовать психологическим и физиологическим возможностям. Есть водители, которые чаще других становятся участниками ДТП. Деятельность водителя автомобиля связана с восприятием большого объема информации, сложной ее переработкой, быстрым принятием решений. В этих условиях огромное значение приобретают объективная оценка и учет возможностей человеческого фактора.
Для успешного выполнения работы водителя кроме физических и умственных предпосылок требуются и определенные личные качества, которые частично или полностью зависят от внимания, памяти, мышления, эмоций, воли, способностей, темперамента, характера и т. д.
Внимание
Направленность психики на определенный объект, сосредоточенность на нем называются вниманием. В каждый конкретный момент на человека воздействует ряд объектов внешнего и внутреннего мира, и он не в состоянии воспринимать их, отвечая одновременно на всю эту массу раздражителей. Концентрация психической деятельности на чем-нибудь одном способствует более глубокому проникновению в суть явлений, предмета.
Определенное профессиональное значение имеют следующие качества внимания:
- непроизвольное внимание - более низкая форма внимания, не обусловленная волевым актом человека (например, восприятие сильного звука, яркой вспышки света и т. д.);
- произвольное (активное) внимание - более сложная форма, оно обусловлено волевым актом и связано с сознательно поставленной целью.
Психологической особенностью произвольного внимания является напряжение, причем длительное поддержание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение;
- концентрация внимания - сосредоточение на одном только объекте. Высокая интенсивность концентрированного внимания нужна, например, водителю автомобиля, работа которого связана с широким распределением внимания при подъезде к светофору, нерегулируемому перекрестку, в условиях плохой видимости.
Для водительских профессий очень важны такие качества внимания, как широкое его распределение и быстрое переключение. Они определяют успешность управления движущимися механизмами в условиях многообразного воздействия внешнего мира на водителя.
Распределение внимания - это способность одновременно выполнять несколько действий. Например, обучающийся водитель не может, трогаясь на подъеме, распределять внимание между тремя действиями: отпустить ручной тормоз, педаль сцепления и нажать на педаль управления дроссельной заслонкой. Невозможно в это же время слушать указания инструктора и следить за обстановкой. В дальнейшем за счет автоматизации отдельных движений он научится распределять внимание. Но разным людям для этого потребуется различное число упражнений. Если водитель автомобиля обладает способностью быстро, легко и без ущерба для каждого из видов действий распределять свое внимание, то он относится к типу людей с распределенным вниманием, и эта способность является очень важной в его профессии.
В основе организации внимания водителей должно лежать умение в любой ситуации отделять главное от второстепенного.
Переключение внимания - это перенос внимания с одного объекта на другой. Так, переход от восприятий одного прибора к показаниям другого, от прибора к рычагам управления автомобиля и есть проявление переключения внимания. Число объектов, которые человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей, называется объемом внимания. Опыт показывает, что одновременно можно охватить только четыре - шесть объектов.
Водитель в условиях дорожной обстановки может охватить, например, два-три дорожных знака. В связи с этим восприятие более сложной дорожной обстановки всегда бывает неполным и неодинаковым. В частности, на перекрестке с интенсивным движением невозможно бывает заметить все объекты и всех участников движения. Объем внимания у водителей развивается специальными тренировками и повседневной практикой.
Устойчивостью внимания называется продолжительность времени, в течение которого человек может намеренно поддерживать свое внимание на объекте.
Морально воспитанное внимание - это произвольное внимание, которым человек владеет в соответствии с усвоенными требованиями морали. Частный случай морально воспитанного внимания - дисциплинированное внимание, которое по направленности, интенсивности и последовательности переключения произвольно и подчинено требованиям трудовой дисциплины. Высокодисциплинированное внимание, соответствующее требованиям определенной профессии, называется профессиональным вниманием. Оно выражается вниманием к соблюдению Правил дорожного движения, к чистоте эксплуатируемого автомобиля и даже к опрятности своей рабочей одежды.
Рассеянность определяется малой интенсивностью внимания и легкой его переключаемостью с объекта на объект и является отрицательным качеством внимания. Этот вид невнимательности свойствен как безответственным, так и находящимся в утомленном, напряженном, болезненном состоянии водителям. Такие водители представляют серьезную опасность для дорожного движения.
Функцию внимания в процессе любого труда можно укреплять, развивать и поддерживать на должном уровне. Важно вырабатывать у себя профессиональное внимание. Тренировать внимание водителя в различных дорожных ситуациях следует на специальных тренажерах.
По мнению советского психолога Б. М. Теплова, для развития внимания должны быть широкие и устойчивые интересы к работе и ее результатам. Надо быть хозяином своего внимания, научиться управлять им, заставлять себя произвольно сосредоточивать внимание в любой момент и на любом предмете, уметь бороться с отвлекающими раздражителями, приучать себя работать и в неблагоприятных условиях, никогда не работать невнимательно (всякая невнимательная работа может стать привычкой). Следует хорошо знать особенности своего внимания, его сильные и слабые стороны.
Но как же быть, если функция внимания начинает подводить? В этом случае помогут отдых, полноценное и качественное питание.
Память
В течение жизни каждый из нас получает большое количество впечатлений. Мы видим, слышим, осязаем. Проходит некоторое время от момента, когда мы испытывали то или иное впечатление, но оно не исчезает бесследно из нашего сознания. Психические процессы, которые обеспечивают нам сбережение прошлого нашего опыта, называют процессом памяти. Без него практическое овладение действительностью оказывается невозможным.
Индивидуальная способность памяти человека называется типом памяти.
Люди с наглядным типом памяти, вспоминая содержание прочитанной книги, мысленно видят действующих лиц, картины природы, отдельные сцены. Водитель, вспоминая выполненный маршрут, мысленно представляет специфические особенности автомагистрали, интенсивность движения на ней, повороты, опасные участки и критические ситуации, которые возникали во время следования по этому маршруту.
Люди со словесно-логическим типом памяти воспроизводят основные мысли книги, вспоминают наиболее интересные формулировки, выражения.
Эмоциональный тип памяти - это запоминание и в равной степени выраженное воспроизведение разнообразных чувств, с которыми человеку приходилось иметь дело в прошлом. Среди других типов памяти можно отметить зрительную и слуховую (в частности, музыкальную) память. Встречаются иногда случаи весьма развитой памяти на числа, имена, разнообразные формы профессиональной памяти. Известно, например, что у водителей хорошо развита зрительная память.
Наша повседневная жизнь и работа требуют от памяти особой продуктивности. Эта продуктивность характеризуется такими качествами, как объем, быстрота, точность, длительность и готовность. Готовность является ценнейшим качеством памяти. Она обеспечивает воспроизведение нужного материала именно тогда, когда он требуется. Водитель иногда сталкивается с необходимостью применять свои знания и использовать сложные навыки в условиях недостатка времени. В таких ситуациях своевременные и правильные его действия будут во многом зависеть от готовности памяти.
Продуктивность памяти непостоянна. Она может изменяться под влиянием различных причин. Так, например, исследованиями установлено, что после 6 ч работы память у водителя значительно ухудшается.
С возрастом, как правило, отмечается ослабление памяти, причем происходит это главным образом за счет уменьшения скорости запоминания и понижения способности сосредоточивать внимание и концентрировать его на определенном объекте.
Ознакомившись с особенностями своей памяти, многие из нас хотят ее улучшить. Сделать это можно, только все время тренируя, нагружая и используя память. Постепенно запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.
Мышление
Ощущения, восприятие, запоминание и воспроизведение дают человеку сведения о конкретных объектах и их непосредственно познаваемых свойствах. Но такого, хотя и закрепленного в памяти, знания отдельных предметов и явлений реального мира явно недостаточно для активной деятельности. Например, дорожная обстановка отражается в сознании водителя автомобиля как ощущения и восприятие, однако эти психические процессы сами по себе не могут дать ответа на постоянно возникающие вопросы: "Что и как делать в настоящий момент и каковы будут результаты?". Знание единичного явления не дает основания для предвидения. Чтобы предвидеть, надо обобщать факты и, исходя из этих обобщений, делать выводы, которые можно распространить на другие подобные факты. Этот двойной переход от единичного к общему и от общего вновь к единичному осуществляется в ходе сложного познавательного психического процесса, который называется мышлением.
Первый важнейший признак мышления - обобщенность. Это означает, что в отличие от ощущений и восприятий в результате мышления человек получает информацию, которая является следствием переработки многочисленных сведений, полученных от разных объектов, и как бы суммирует в сжатой форме наиболее существенные черты этих объектов. Второй не менее важный признак мышления заключается в том, что оно есть опосредованное отражение действительности. Это означает, что мышление позволяет выявить и понять то, что непосредственно не действует на зрительные, слуховые и другие анализаторы и становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам.
Мышление человека происходит посредством понятий. Понятие - это элементы мышления, разнообразные сочетания которых позволяют переходить от одних мыслей к другим, протекать процессу мышления в различных его формах. Любое понятие характеризуется содержанием - совокупностью существенных признаков и объемом - числом объектов с общими существенными признаками, образующих одно понятие. Каждый процесс мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека.
Элементарные связи представлений и понятий между собой, в силу которых одно появившееся представление или понятие вызывает другие, называются ассоциациями. Ассоциации позволяют отражать существующие разнообразные связи и отношения между объектами реального мира. В сознании эти связи отражаются в форме суждений. Суждение - простейший акт мышления, отражающий связи предметов или явлений или их признаков. Это мыслительное действие, в результате которого утверждается или отрицается что-нибудь.
Сложной формой мышления является умозаключение - образование из нескольких суждений нового суждения. Умозаключения бывают индуктивными (от отдельных суждений к общему) и дедуктивными (от общих суждений к частным выводам).
Процесс формирования понятий и образования на их основе суждений и умозаключений предполагает использование мыслительных операций, основные из которых - анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация.
Анализ - мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков или свойств. Ситуация на дороге при обгоне впереди идущего автомобиля требует от водителя быстрого определения скорости движения встречного транспортного средства, ширины проезжей части дороги, расстояния до обгоняемого автомобиля и т. д.
Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. Здесь важны уже определенные свойства проезжей части, знание скорости встречного транспортного средства, опыт вождения автомобиля, отсутствие помехи сзади и т. д.
Сравнение, установление сходства и различия между предметами или явлениями действительности возникает на основе анализа и синтеза как мыслительная операция. Конечный результат дорожных ситуаций, возникавших в прошлом, водитель помнит. Сравнивая их с настоящей обстановкой на дороге, водитель применяет тот или иной маневр, совершает действие, способствующее безопасному движению.
Абстракция - мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение одних лишь существенных особенностей группы предметов или явления. Выделенные в ходе абстракции существенные особенности группы объектов подвергаются обобщению и формируют понятия.
Обобщение наступает вслед за тем, когда, проанализировав материал и сравнением изолировав отдельные детали, свойства из числа этих последних, человек начинает выделять то общее и главное, что может быть характерным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления.
По мере обучения человека профессии водителя его знания приобретают более содержательный характер, так как со временем он начинает опираться на анализ, синтез и сравнение. Чем теснее будет связь обобщения с этими тремя предварительными операциями, чем меньше будет мыслей наугад, тем правильней будут сами действия. Анализ, абстракция и синтез лежат в основе индукции, а конкретизация - мыслительный переход от более общего к более частному - связана с дедукцией.
И несколько слов о необычном состоянии нашего мышления, об интуиции, состоянии, которое в давние времена идеалистами трактовалось в виде особого дара предчувствия и предугадывания. Наше представление об этом состоянии намного расширилось благодаря работам советских психологов К. К. Платонова и Б. М. Теплова. С их точки зрения, интуиция - это обобщение сознанием ряда мелких, порознь трудно учитываемых факторов на основе большого опыта в данной области, обобщение с исключительной скоростью мысли.
Эмоции
Понятие "эмоции" происходит от латинского слова emoveo - "потрясаю" (волную). Чувства, душевные переживания, волнения, страсти - вот что имеют в виду, когда говорят об эмоциях. Они характеризуют отношение человека к окружающей действительности и занимают значительное место в его жизни.
Без человеческих эмоций не может совершаться процесс познания окружающего мира. В каждом конкретном случае они вызывают ответные реакции организма, определяющие поведение человека. В нашей жизни, трудовой деятельности эмоции являются результатом наших переживаний, того, что мы познаем, делаем, как мы относимся к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, своей работе, самому себе и своим действиям.
Мир человеческих эмоций богат и разнообразен. Но все их проявления роднят два признака: длительность и сила той или иной эмоции. В зависимости от этого различают: настроение, страсть и аффект.
Настроение - обычно длительное эмоциональное состояние, в основе которого всегда лежит либо положительный, либо отрицательный фон. Его длительность зависит от характера раздражителей и особенностей нервной системы человека.
Страсть - достаточно длительная и интенсивная эмоция, имеющая для человека определенную значимость. Сильная и продолжительная страсть может касаться удовлетворения высших и низших потребностей человека. Страсть, как правило, определяется наличием элементов воли и ясно выраженной целеустремленностью. Она способна организовать и стимулировать деятельность человека. Та или иная страсть иногда определяет направление всей нашей жизни, нашей профессии (страсть к определенному виду искусства, к спорту и т. д.).
Аффект - предельно выраженная, но кратковременная эмоция. Аффект представляет собой то исключение, когда возникшее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от руководящего влияния рассудка. Причинами аффекта являются какие-нибудь сильные раздражители, хотя и действующие кратковременно.
У водителя помимо переживаний, свойственных вообще каждому человеку, могут возникать выраженные эмоции в связи с его профессиональной деятельностью. Причинами возникающих эмоций при управлении автомобилем могут быть опасные аварийные ситуации на автомобильных дорогах, неудовлетворительное их состояние, движение в условиях плохой видимости, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, плохие метеорологические условия (гололедица, снег, метель, дождь, туман).
Эмоции, повышающие тонус организма за счет внутреннего подъема, появления активности, бодрости, уверенности в действиях, называются стеническими (положительными). Эмоции, понижающие жизнедеятельность, ослабляющие и парализующие волю и предрасполагающие к пассивно-оборонительным действиям, называются астеническими (отрицательными). Опасность может вызвать у человека астенического характера страх, который подавляет его психическую деятельность, ослабляет умственные и физические силы, делает его беспомощным. Но возможна и противоположная реакция на опасность, которая повышает жизненную энергию человека, обостряет его сообразительность и находчивость.
Воля
Сознательная целенаправленная психическая активность, связанная с преодолением препятствий, характеризуется волей. В сложном волевом процессе или единичном волевом действии можно выделить несколько основных этапов. Во-первых, стремление к достижению определенной цели и оценка возникающего побуждения (стремления) с точки зрения его осуществимости вообще. Во-вторых, осознание ряда возможностей достижений этой цели и сразу же за этим - мотивы, подкрепляющие или отвергающие эти возможности. Следующими этапами действия являются борьба мотивов и выбор, принятие одной из возможностей в качестве решений и осуществление принятого решения.
Для того чтобы побуждение обратилось в действие, человек должен обладать некоторыми определенными качествами. Прежде всего требуется решительность, т. е. способность сделать окончательный выбор, без колебаний остановиться на чем-нибудь вполне конкретном.
Второе немаловажное качество - это инициатива. Необходима она в момент возникновения стремления, но особенно важна при выполнении принятого решения. Эффективности проведения в жизнь задуманного наряду с инициативностью способствуют настойчивость в действиях, соблюдение их правильной последовательности.
Среди других качеств следует отметить самостоятельность в решениях и поступках, выдержку, самообладание в моменты неожиданных осложнений, возникновения непредвиденных препятствий и определенную долю самокритичности.
Жизнь показывает, что чаще всего воля закаляется, крепнет в процессе активности, реализации принятых решений, борьбе, динамике. Однако для воспитания воли значение имеет не только активность, но и способность подавлять стимул к действию, если это действие не ведет к значительному жизненному успеху.
Даже в самом будничном из дней для волевого действия причин - хоть отбавляй. Постоянное критическое отношение к самому себе, своему внешнему виду, манере держаться на людях, вести с ними разговор уже дают широкий простор для испытания и укрепления воли. Не меньше возможностей для тренировки воли дает трудовая деятельность.
Важнейшим внешним проявлением отражения человеком окружающей реальной действительности являются его двигательные реакции. Именно посредством движения, действий человек воздействует на предметы и явления материального мира, активно взаимодействует с ним.
Под деятельностью человека понимается все многообразие его действий, направленных к определенным жизненным целям. Действие - это элемент деятельности, определяемый простейшей целью.
Деятельность водителя при управлении автомобилем с психологической точки зрения обеспечивается по определенной схеме: получение информации, оценка, принятие решений и действия. Рассмотрим этапы деятельности водителя.
1. Получив информацию о предстоящих перевозках, водитель уясняет задачу. Он изучает не только расстояние поездки, но и состояние дороги, мостов и других сооружений, наличие на маршруте опасных участков и топливозаправочных станций, пунктов технического обслуживания и медицинской помощи, столовых, мест для ночлега и отдыха. Важно также иметь данные об интенсивности движения и возможных пересечениях путей транспортных средств на маршруте.
2. Восприняв информацию о дорожной обстановке, водитель быстро ее оценивает. Он должен учитывать профиль дороги, ее видимость и освещенность, материал и качество дорожного покрытия, погоду, наличие дорожных знаков, скорость своего, встречных и обгоняемых автомобилей в данный момент времени, интенсивность движения транспортных средств и пешеходов на данном участке дороги, расстояние до появившегося препятствия, характер и размещение груза в кузове автомобиля, состояние механизмов, непосредственно влияющих на безопасность движения.
3. Оценив на основе полученной информации обстановку, водитель принимает решение. Принятие решения - это выбор действий, наиболее соответствующих дорожной обстановке и обеспечивающих безопасность движения. Психологически эта сложная мыслительная операция включает тщательный анализ элементов дорожной обстановки и других факторов, их сравнение и комбинирование. Результатом являются выводы, которые составляют основу решения водителя. В зависимости от сложившейся дорожной обстановки он принимает решение об обгоне или объезде препятствия, снижении или увеличении скорости, остановке автомобиля и т. д.
4. Приняв решение, водитель его осуществляет. Он умело выполняет соответствующие принятому решению действия: включает зажигание, поворачивает рулевое колесо, нажимает на тормозную педаль и т. д.
Способности
Способностями психологи называют такие особенности личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности.
Например, способностями называют быструю и четкую двигательную реакцию водителя, хорошую зрительную память художника, тонко развитое чувство времени и расстояния боксера, музыкальный слух композитора и т. д.
Как правило, выполнение любой деятельности требует от человека не одной, а нескольких способностей. Так, способность водителя не исчерпывается точностью и скоростью его двигательных реакций. Хороший водитель, кроме того, должен правильно и быстро воспринимать показания приборов на панели автомобиля, обобщать их, быстро переключаться с одной операции на другую, правильно определять расстояние до неожиданного препятствия на проезжей части дороги, выбирать правильный режим скорости, сохранять присутствие духа в аварийной ситуации и иметь еще много других свойств, сочетание которых обеспечивает высокое водительское мастерство.
Приведенный пример показывает, что профессиональный успех обеспечивается не каким-то одним способом, душевным или физическим качеством, а весьма сложным их сочетанием. Отдельные компоненты этого сочетания имеют разные удельный вес, значимость по отношению к тем требованиям, которые предъявляет к человеку каждая конкретная профессия. Многие из этих требований совпадают. Например, свойство координации имеет положительное значение в труде, спорте, играх. Именно поэтому это свойство может быть названо общей способностью. А такое свойство, как способность быстро и безошибочно расшифровывать некоторые символы (например, знаки азбуки Морзе), несомненно, имеет какое-то ограниченное значение и является профессионально важным для сравнительно немногочисленных профессий (диспетчеры, летчики, телеграфисты). Такое свойство по праву может быть названо частной способностью. Практика подтверждает правомерность такого разделения.
Действительно, уже упомянутая общая способность координации одинаково важна в работе водителя автомобиля, врача-хирурга, гимнаста, слесаря, танцора, летчика, космонавта и т. д. А, скажем, хорошая вкусовая чувствительность и сильная вкусовая память имеют профессионально положительное значение в сравнительно малой сфере деятельности (дегустаторы, повара). Это типичная частная способность.
Разделение способностей на общие и частные не дает, однако, полного представления о действительном сочетании психических и физических качеств способного к какой-то деятельности человека. Это объясняется тем, что некоторые из этих способностей не могут быть отнесены к способностям вообще, хотя они имеют важное значение в формировании и проявлении профессионального мастерства.
К числу таких качеств относятся, в частности, многие черты характера: смелость и решительность (важны в работе летчика, космонавта, водителя автомобиля, альпиниста, боксера); чуткость по отношению к окружающим людям (педагог, воспитатель, руководитель учреждения); инициативность (ученый, изобретатель) и т. д. Такие качества являются внутренними условиями, которые необходимы человеку для проявления его способностей. Помимо особенностей характера, к ним могут быть причислены выносливость, трудолюбие, положительное отношение к делу.
Большое значение в формировании способностей имеют интересы к объекту выполняемой человеком деятельности. Интересом называют устойчивое стремление к ознакомлению с каким-либо предметом, его изучению. Удовлетворение интереса всегда сопровождается положительным эмоциональным переживанием. Интересы являются сильнейшим стимулом к овладению все новыми и новыми знаниями. Они обеспечивают непрерывный прогресс человека, лежат в основе его эрудиции и кругозора.
Темперамент. Особенность личности, характеризующая ее со стороны психических процессов, называется темпераментом. Физиологической основой этих особенностей являются присущие нервной системе человека сила, скорость протекания, уравновешенность и быстрота смены основных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Показателями силы нервной системы являются работоспособность, инициативность, настойчивость в достижении цели и преодолении встречающихся препятствий, адекватность поведения (соответствующего ситуации) сильным физическим раздражителям, длительным и тяжелым жизненным ситуациям, степень сдержанности.
Показателями уравновешенности нервных процессов считаются устойчивость настроения, дисциплинированность, отсутствие повышенной раздражительности, достаточный по глубине и продолжительности сон.
Критериями оценки подвижности нервных процессов являются скорость привыкания к новой обстановке, новым лицам, новому жизненному укладу, реакция на основные жизненные перемены, мыслительная подвижность, затруднения при начале и окончании какого-либо дела, скорость засыпания и пробуждения.
И. П. Павлов раскрыл физиологическую сущность разных темпераментов. В зависимости от сочетания указанных ученым свойств возбудительного и тормозного процессов можно выделить довольно большое количество темпераментов. В практике чаще всего пользуются классификацией, предусматривающей выделение четырех основных типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического.
Люди холерического темперамента характеризуются глубиной своих устремлений, склонностью к быстрой смене настроения, бурным эмоциональным переживаниям, неуравновешенности и цикличности. Они подвижны, мимика их отличается живостью и разнообразием. Холерики менее производительны в длительных рейсах из-за недостаточно развитой системности в работе и большой утомляемости, связанной с высокой возбудимостью и активностью. Они продуктивно работают в близких и средних рейсах, хорошо ориентируются в дорожной обстановке, аварийной ситуации. Действия их быстрые и точные. Однако холерики склонны к риску.
Обладатели сангвинического темперамента также подвижны, речь их сопровождается богатой жестикуляцией. Они эмоционально отзывчивы на все воздействия окружающей действительности и отличаются быстрой сменой настроения и сравнительной легкостью, с которой переносят неудачи и жизненные невзгоды. Отмечается некоторая поверхностность в отношении к делу, компенсируемая чрезвычайной общительностью, приветливостью в отношениях с людьми. Водители с этим типом нервной системы наиболее производительны, изобретательны, хорошо проявляют себя в сложной дорожной обстановке, выносливы и не подвержены быстрой усталости. Все эти качества одинаково надежно обеспечивают выполнение работ в близких и дальних рейсах.
Представители флегматического темперамента медлительны и спокойны. Внешние проявления их переживаний относительно небогаты, смена чувств происходит у них постепенно. Эти "упорные труженики жизни" начатое дело всегда доводят до конца, неизменно оставаясь невозмутимыми и сосредоточенными. Они могут работать в дальних рейсах без сложной дорожной обстановки в силу своих уравновешенности, спокойствия, предусмотрительности, выносливости и малой подверженности утомлению. Из-за присущей им медлительности они менее продуктивно работают в близких рейсах в условиях сложной дорожной обстановки.
Те, кому свойствен меланхолический темперамент, характеризуются пониженной активностью, быстрой утомляемостью, внешним спокойствием, несмотря на значительную глубину своих переживаний. Они робки и застенчивы, нерешительны и легко ранимы, смена настроений у них замедлена. Меланхолики недостаточно продуктивны в работе, особенно в напряженных условиях. Причинами этого являются свойственные им инертность, нерешительность, слабоволие и быстрая утомляемость. Они менее всего пригодны для профессии водителя специальных автомобилей, таких как скорая медицинская помощь, пожарные и т. д. Присущие этим водителям недостатки отрицательно сказываются в сложной дорожной обстановке при работе в колонне.
Исследования в этой области показали, что хорошим водителем может быть человек с сильным, подвижным и уравновешенным типом высшей нервной деятельности, что соответствует сангвиническому темпераменту.
Водители, долгое время не допускавшие ДТП, как правило, более дисциплинированны, рассудительны, решительны, упорны, находчивы, чем те, на счету которых было значительное число нарушений Правил дорожного движения и ДТП.
Характер
Сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном отношении его к окружающей действительности и самому себе, формирует характер человека. Характер - это сторона, грань, свойство или особенность личности человека, которая определяет содержание и форму его поступков и поведения, или, другими словами, то, что он делает и как делает. Словом, характер - это качество определенной личности в целом. Внешне характер проявляется в отношении личности к другим людям и обществу в целом, в отношении к труду и самому себе, а также волевыми качествами.
Характер водителя формируется в ходе воспитания его личности, во взаимной их связи. Так, дисциплинированность связана с добросовестным отношением к труду, настойчивостью, волей, моралью, принципиальностью, инициативностью и т. д. Правильная постановка воспитательной работы, постоянство кадров, знание психофизиологических особенностей каждого водителя являются условиями успешного формирования положительных характеров.
При профессиональном отборе все шире используют различные приборы, психологические тесты, тренажеры. Эти обследования помогают выявить у претендентов на ту или иную профессию особенности внимания, памяти, эмоциональную реакцию, волевые качества, умение быстро и логически мыслить, черты характера и многие другие качества.
О. Глушко, эксперт
Н. Клюев, эксперт