Под Духовностью понимается, прежде всего, ориентация человека в своем существовании на идеалы абсолютного бытия, проявляющаяся в его конкретном существовании как свобода от витальной и социальной детерминации и ответственность за свои действия в свете абсолютного бытия, проявляющаяся в реальных поступках, прежде всего в ситуациях выбора и принятия решения (Летуновский В.В.).
Духовность – специфическое свойство жизнедеятельности человека, выражающееся в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей, характеризующихся устойчивостью к девальвации (А.И. Зеличенко)
Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.д. (Братусь Б.С.).
Духовное как таковое начинается там, где возникает возможность свободного выбора человека. В конкретной жизненной ситуации Духовность всегда проявляется не благодаря чему бы то ни было, а вопреки.
Оригинальный подход к пониманию духовного здоровья личности был предложен Виктором Франклом.
Основатель логотерапии В. Франкл полагал, что полноценное развитие и духовное здоровье человека тесно связаны с осмысленностью его существования, а стремление к обретению смысла выступает в качестве одного из центральных побудительных мотивов.
Главным условием здоровья является «наполненная смыслом жизнь». Ибо «лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он может осуществить и себя, а без самоосуществления здоровье невозможно: в ситуациях смыслоутраты здоровое состояние тела и духа сменяется ощущением абсурдности существования, пустоты, «экзистенциальноrо вакуума». Франкл афористично заметил, что тот, кто считает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен (Франкл, 1990).
Духовное здоровье — это интегративная характеристика личности, обеспечивающая ее внутреннюю согласованность и саморегуляцию, успешную адаптацию и самореализацию в конкретных условиях социального существования. Эта характеристика включает аксиологический, инструментальный и мотивационный компоненты.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей.
Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на собственном внутреннем мире и своей роли во взаимоотношениях с другими людьми.
Мотивационный: компонент определяет наличие у личности потребности в саморазвитии.
Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, осмысленно выбирает путь своего развития.
Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии».
Основная функция духовного здоровья - поддержание активного динамического баланса между личностью и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации личностных ресурсов.
В качестве центральных характеристик духовно здорового человека можно назвать высокий уровень саморегуляции и способность к успешной адаптации как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях жизнедеятельности.
Критерии духовного здоровья
Любовь. О.С. Васильева считает, что основным критерием духовного здоровья является любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение к миру, ощущение изначальной самоценности всех и всего в мире.
Осмысленность и наполненность бытия, осознанное, ответственное, творческое отношение к своей жизни, понимание или попытки понять свой путь, свое предназначение.
Вера в Бога, в природу, осмысленность Вселенной.
Позитивное, радостное состояние человека (Радость – здоровье духа, как пишет Рерих в учении «Живой этики»).
Критериями духовного здоровья, по мнению автора, могут служить оптимистический взгляд в будущее, наличие временной перспективы, гармоничность в отношении с собой и окружающим миром, умение не осуждать, не обижаться, не обижать, отсутствие страхов и нравственность.
К критериям духовного здоровья относятся также уровень самоактуализации, ответственность за свою жизнь и здоровье, определенная иерархия ценностей.
На духовное здоровье влияют:
- повышение степени осознанности бытия человека;
- расширение его сознания за пределы человеческого тела, за пределы Я;
- формирование определенного мировоззрения, когда человек воспринимает себя как микрокосм, а свой жизненный путь – как часть высшего замысла, связывая его с жизнью всей Вселенной;
- стремление к самосовершенствованию;
- приоритет духовных потребностей;
- нахождение оптимального баланса между сиюминутным и вечным, материальным и духовным, земным и небесным.
Нельзя стремиться к духовному совершенству иначе, чем через совершенство в земных проявлениях, через совершенствование своего тела, своих отношений, своих качеств, осознание своего предназначения, своих высших ценностей и смыслов.
Духовное здоровье, закладываясь от рождения, наивысших степеней развития достигает у взрослой, зрелой личности, сознательно работающей над своей душой.
Учение А. Маслоу о самоактуализации.
Одним из признаков духовного здоровья, безусловно, можно считать способность личности к самоактуализации. Теория самоактуализации описывается восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.
Самоактуализация ‑ это постоянный процесс развития своего потенциала. Это означает использование своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать». Самоактуализация — это не «вещь», которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.
Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр.
Процесс самоактуализации может быть ограничен:
1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении;
2) социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений;
3) внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.
К традиционному психоаналитическому перечню помех самоактуализации Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и «комплекс Ионы».
Десакрализация — это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью.
«Комплекс Ионы» — это отказ от попыток реализации в полноте своих способностей.
Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени.
Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собственного развития.
Психологические потребности.
Оригинальная теория потребностей Сальваторе Мадди (1971) выделяет три группы потребностей: биологические, социальные и психологические.
К психологическим относятся потребности в символизации, суждении и воображении. Мадди описывает 2 типа развития личности. Человек, у которого доминируют биологические и социальные потребности, воспринимает себя как воплощение биологических нужд и социальных ролей, отождествляет себя с ними и соответствующим образом себя ведет, плывя по течению, что Мадди обозначает как конформистский путь развития личности.
Когда у человека доминируют психологические потребности, он начинает иначе относиться к своему биологическому и социальному, строит образ будущего, он ставит цели, у него возникает временная перспектива, опора на культурные символы и т. д.
Возникает тип человека, который сам строит свою жизнь. Можно сказать, что человек есть личность в той мере, в какой он преобразует свою индивидуальность.
Трансцендентность.
Способность, характерная только для человека – направлять свои усилия на преодоление себя. Делание себя большим, чем ты есть, попытка все время повышать планку, описывается психологами как способность к трансценденции и также имеет прямое отношение к духовному здоровью.
Амадео Джорджи пишет, что единственная, главная, универсальная характеристика человека, человеческой природы — это способность человека к трансценденции, что связано с его интенциональностью, то есть направленностью на что-то вне себя (Giorgi, 1992).
В. Франкл замечает, что направленность на мир, а не на себя самого, — это основная характеристика человека, лежащая в основе его способности трансформировать любую ситуацию.
Д.А. Леонтьев резюмирует:
«Правильное определение человека было бы не homo sapiens, a homo transcendens - человек превосходящий, выходящий за пределы. В этом и заключается сущность человека.
Есть и другая, "народная" формула человеческой способности к трансценденции - более простая и доступная. Это формула, которая в свое время выступала у нас как формула неодобрения:
"Ему больше всех надо".
На самом деле, это и есть формула человека».
Тот, кому «больше всех надо», — это человек, который не довольствуется выживанием и адаптацией, который не довольствуется соответствием тем требованиям, которые ему выдвигают и удовлетворением тех прямых и непосредственных потребностей, которые у него возникают.
Он выходит за пределы того, что ему дано - не только внешних требований и ожиданий, но и собственных потребностей.
А.И. Зеличенко выделяет 4 формы высших переживаний:
творчество,
любовь,
религиозная жизнь,
развитие.
Творчество отражает непрогнозируемое изменение внутренних условий человека – появление некоего нового внутреннего содержания:
изменения мыслей, ценностей, связанное с возникновением новых форм самовыражения
Центральный момент творчества – появление внутреннего содержания, стремящегося обрести форму.
Терапия творчеством, арт-терапия – одна из признанных современных форм преодоления психиатрических заболеваний.
А.И. Зеличенко предлагает различать
любовь – корыстное чувство (свойственное любви притяжение в желание обладать, присвоить предмет любви - человека, явление, вещь, часть земли, знания, Бога, талант, красоту)
и любовь – бескорыстное служение тем же явлениям. Она проявляется как сочувствие, сопереживание, очарование, любование красотой, стремление к заботе и поддержке.
Жертвенность этого типа любви состоит в том, что делание добра другому требует ресурсов (сил, времени, денег и т.п.), которое можно было бы использовать «во благо себе».
Но феномен духовности как раз и проявляется в том, что благо другого и благо себе здесь фактически отождествляются и предстают как некое новое благо качественно более высокого уровня – блага жизни в любви.
Большая часть высших переживаний, по А.И. Зеличенко, относится к явлениям религиозного сознания.
Религия как система мировоззрения задает идеологию, оформляет картину мира, структурирует представления о добре и зле, позволяет получать ответы на неразрешимые вопросы, избавляет от страха смерти, придает силы в трудных ситуациях.
В. Гюго говорил, что религия – это общение человека с Небом. И как любое общение, оно включает две фазы – слушание и говорение.
Слушание ‑ состояние, в котором человек видит, слышит, чувствует, внимает Богу (озарения, откровения, сновидения, просветление). В результате таких контактов исчезают сомнения, укрепляется вера, человек получает поддержку.
Говорением с богом являются молитва и практики служения. Молитвы о внутренних изменениях обладают психотерапевтическим потенциалом, т.к. являются формой самоубеждения, самоизменения своих качеств.
Важно также и то, что религиозное мировоззрение априори обращает человека к более здоровому, аскетичному образу жизни. Отсутствие высших переживаний интерпретируется как оставленность Богом.
Самодетерминация.
Д.А. Леонтьев вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности.
Личностный потенциал, согласно Д. Леонтьеву, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности.
Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни.
Одна из специфических форм проявления личностного потенциала — это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития.
Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут – внешними неблагоприятными условиями.
Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др.
Моральное сознание личности.
Важнейшим критерием духовного здоровья является уровень развития морального сознания личности.
В философской и психологической литературе общепринято выделять три главных уровня развития морального сознания личности:
1) доморальный уровень, когда ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями,
2) уровень конвенциональной морали, для которого характерна ориентация на заданные извне нормы и требования, и, наконец,
3) уровень автономной морали, т. е. ориентации на интернализованную внутреннюю систему принципов.
Теория морального развития, предложенная американским психологом Л. Колбергом, развивает высказанную Ж. Пиаже и поддержанную Л.С. Выготским идею о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию. Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, соответствующих разным уровням морального сознания. Л. Колберг показывает, как связано развитие нравственного сознания личности с ее поведением.
На когнитивном уровне показателями морального развития личности служит степень осознанности и обобщенности ее суждений, на поведенческом — реальные поступки, последовательность поведения, способность противостоять искушениям, не поддаваться ситуативным влияниям и т. д.
Саморегуляция.
Д.А. Леонтьев приходит к выводу, что ключевой критерий духовного здоровья - саморегуляция, понимаемая как система механизмов управления человеком собственным поведением.
В мультирегуляторной модели личности (Леонтьев Д.А., 1999, 2002) описана лестница присущих человеку уровней саморегуляции, часть из которых - общая с другими живыми существами, а часть специфична для человека.
Духовность – это некий механизм саморегуляции. Основанное на духовности действие всегда представляет собой поступок, то есть действие, судьба которого определяется не из наличной ситуации.
Подвиг — это действие парадоксальное, неоправданное с точки зрения низших биологических регуляторов, но уникальное, ценное и предельно осмысленное с точки зрения высших человеческих ценностей и интересов.
Свобода выбора.
Еще одним ресурсом духовности, по Д.А. Леонтьеву, является альтернативность, свобода выбора. Оказалось, что в отличие от терминальных и инструментальных ценностей, бытийные ценности не поддаются ранжированию, иерархизации. Ранее Ф.Е. Василюк (1984) указывал, что принцип иерархии противоречит идее свободы выбора, поскольку он предопределяет выбор иерархически более высокого мотива или ценности.
Поскольку бытийные ценности не ранжируемы, значит, именно на этом уровне возникает реальная свобода, отсутствующая на более низких уровнях.
На уровне духовности поведение определяется высшими ценностями, но не одной или несколькими, а полем ценностей, оставляющим возможности выбора.
Поскольку они не иерархичны по отношению друг к другу, поведение оказывается не предопределенным, свободным, альтернативным: все ценности одинаково значимы, а выбор остается за человеком.
Духовный человек ориентируется на интегральные ценности человечества, а не на узко социальные, местечковые ценности.
Осознание своего жизненного пути.
А.А. Крылов считает важнейшим элементом личностной зрелости осознание человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути – еще один критерий духовного здоровья.
Социальный опыт многих поколений людей, показывает, что у каждого человека при всем разнообразии возможных направлений движения по жизни есть одно направление, предназначенное именно для него, т. е. «свой» путь.
И у каждого соответственно есть собственный потенциал развития. Этот жизненный путь может совпасть с максимальной самореализацией, и тогда его можно считать «Субъективно-оптимальным».
На прагматическом уровне субъективно-оптимальный – это такой жизненный путь, который по своим условиям и требованиям к человеку полностью соответствует его потенциалу развития.
На метафорическом уровне он есть не что иное, как глубинно-психологическая предуготованность к некоей сугубо индивидуальной миссии, для реализации которой данный человек пришел в этот мир.
А. А. Крылов рекомендует для самодиагностики несколько чувственных (т. е. формируемых подсознанием) индикаторов, обнаруживающих факт следования по жизни «не своим» путем:
1) чувство устойчивого невезения, «все складывается против...»;
2) утомительность достижений, неприятная усталость в качестве постоянного переживания. Утомительность «не своего» действия объясняется тем, что подсознание отказывает ему в непосредственном интересе как наиболее эффективном стимуляторе работоспособности, а деятельность, выполняемая преимущественно благодаря волевому напряжению, является в высшей степени энергозатратной и потому утомительной;
3) отсутствие полноценного удовлетворения (радости, гордости, ликования) при достижении успеха, безрадостность долгожданных событий или побед.
Глубинный смысл перечисленных индикаторов заключается в том, что они ненавязчиво создают субъективные условия, подталкивающие человека к отказу от деятельности, являющейся по своим требованиям и вероятным результатам «не своей».
https://moodle.sfedu.ru/mod/page/view.php?id=1965