Блог

Папа. Воспоминания о лете или может ли детство быть ресурсным...

ПАПА. ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ ИЛИ МОЖЕТ ЛИ ДЕТСТВО БЫТЬ РЕСУРСНЫМ...


      Лето - это папа...его теплое спокойствие...его надежность, уверенность, самообладание всегда и везде,, в любой жизненной ситуации, чтобы не случилось...это его любовь и забота о бабушке и дедушке..его отзывчивость, доброе сердце и душа, готовность всегда прийти на помощь друзьям, родным, соседям... это его любовь к земле, к труду, к его делу...это его преданность родине и земле, на которой он родился, вырос и провел все свою жизнь... Это его Большая Любовь к маме, его искренность, верность, преданность на протяжении многих лет...А полюбил он маиу, когда учился в 8 классе, когда увидел ее впервые...он покорил ее своим терпением, терпимостью, преданностью, ответственностью, надежностью и любовью, победил всех, укротил мамину гордость и непокорность...И мама стала его женой...Они до сих пор вместе и счастливы... Это невидимая папина защита для меня, это моя внутренняя сила и опора,... это стабильность и уверенность в себе...это основа,...жизненные ценности...это плато моей жизни... 



Просыпаясь и начиная свой день на рассвете, я иду вслед за Солнцем!

Просыпаясь и начиная свой день на рассвете, я иду вслед за Солнцем!


Когда каждый день просыпаешься на рассвете, приходят удивительные открытия...))
Год назад случился неожиданный инсайт - я вдруг осознала, что в моей родительской семье на рассвете просыпались и просыпаются все - папа, мама, бабушки, дедушки... все, кроме меня))
Папа говорит,:" Просыпаясь и начиная свой день на рассвете, я иду вслед за Солнцем!"...
Ну, и что, скажет кто-то, что в этом удивительного..
А удивительное в этом то, что папа, идя вслед за Солнцем, идет за Богом, за Ра, за Родом, Силой предков... А значит, ведет нас за собой... ))


МАМА. ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ...ИЛИ МОЖЕТ ЛИ НАШЕ ДЕТСТВО БЫТЬ РЕСУРСНЫМ..

МАМА. ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ...ИЛИ МОЖЕТ ЛИ НАШЕ ДЕТСТВО БЫТЬ РЕСУРСНЫМ..


Лето - это тихие летние вечера рядом с мамой...ее любовь и нежность... ее песни, ее родной , чистый голос... чтение стихов о любви... рассказы о ее детстве, ее бабушках и дедушках... ее безграничная и верная любовь к папе...это горячий душистый чай с чебрецом, мятой, шалфеем, душицей и медом...Это глубокое звездное небо...Большая медведица.


.. Млечный путь..... и моя связь с Космосом...)) .... это мамины бессонные ночи рядом со мной, когда я болела...или когда она ждала папу с работы, после уборки, уставшего и пыльного, чтобы налить ему горячую ванну и накормить ужином.. ...это всегда наглаженные папины рубашки и брюки... ....это домашний уют и чистота...это живые цветы в вазах...розы и пионы на клумбах... ....это гостеприимство, праздничный стол, сервированный по всем правилам этикета... ...ее стремление поделиться с близкими всем, что у нее есть... ...это ее элегантность, строгость и сдержанность... ....это ее красивые платья, туфельки , сапожки и сумочки.... ...это ее безусловная преданность , ответственность и внутренняя устойчивость... ...но в тоже время, ее беззащитность и хрупкость в трудные минуты... 

3 упражнения, снижающие уровень тревоги

3 УПРАЖНЕНИЯ, СНИЖАЮЩИЕ УРОВЕНЬ ТРЕВОГИ


3 упражнения, снижающие уровень тревоги:


1) Диафрагмальное дыхание.


Диафрагма — это мышца, расположенная между грудной и брюшной полостями. Техника дыхания учит правильно использовать ее, чтобы дышать, как следует. Положите одну руку на живот, другую на грудь. Медленно вдыхайте через нос, пока не ощутите рукой движение живота. Грудь при этом должна оставаться в покое. Представьте, что ваш живот - шарик, который вы пытаетесь надуть, в то время как грудь не движется. После вдоха напрягите мышцы живота и выдыхайте сквозь сжатые губы. Когда вы начнете практиковать диафрагмальное дыхание, вы можете почувствовать усталость и даже небольшое головокружение, со временем вы привыкнете. Правильное дыхание снижает тревогу, потому что помогает использовать меньше энергии и усилий для дыхания, замедляет сердцебиение и помогает снизить кровяное давление.


2) Осознанная медитация.


В процессе вы учитесь держать разум полностью в настоящем и отгонять отвлекающие мысли и негативные модели мышления. Раньше медитация относилась к духовным практикам, сейчас многие обращаются к ней, чтобы повысить концентрацию, научиться следить за своими мыслями и снять напряжение. Устройтесь в тихом месте и поставьте таймер на телефоне на пять минут. Это время покажется гораздо более долгим, чем вы себе представляете. Закройте глаза, расслабьтесь и наблюдайте за телом и дыханием. Обращайте внимание на ощущения в теле и прислушивайтесь к звуку дыхания. В какой-то момент мысли станут улетать далеко. Это естественная реакция. Как только заметите, что мозг начал блуждать, снова сфокусируйте внимание на дыхании. Будьте терпеливы с собой. Первые несколько практик мысли постоянно будут улетать, это нормально.


3) Прогрессивная мышечная релаксация.


Сначала вы ощущаете, а затем напрягаете мышцы в теле, например, мышцы шеи, плеч, ладоней или ступней. Затем отпускаете напряжение и позволяете им расслабиться. Упражнение ослабляет напряжение и улучшает сон, иногда помогает от головных болей и расстройства пищеварения. Вы можете начать с концентрации на ступнях, затем прорабатывать последовательно все тело по направлению вверх.


Алгоритм действий:


- сядьте, примите удобное положение тела, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов;

- сожмите кулаки, а затем расслабьте их; растопырьте пальцы, а затем расслабьте их;

- напрягите бицепсы, а затем расслабьте их; напрягите трицепсы, и расслабьте их;

- отведите плечи назад, а затем расслабьте их; выдвиньте плечи вперед, а затем расслабьте их;

- поверните голову до упора вправо, а затем расслабьте шею; поверните голову до упора влево, а затем расслабьте шею; прижмите к груди подбородок, а затем расслабьте шею;

- как можно шире откройте рот, а затем расслабьте его; как можно сильнее сожмите губы, а затем расслабьте их;

- как можно дальше высуньте язык, а затем расслабьте его; втяните язык максимально в гортань, а затем расслабьте его; прижмите язык к небу, а затем расслабьте его; прижмите язык к дну ротовой полости, а затем расслабьте его;

- максимально широко раскройте глаза, а затем расслабьте их; со всей силы зажмурьтесь, а затем расслабьте глаза и нос;

- сделайте глубокий вдох, а затем немного доберите воздуха; дышите нормально в течение 15 секунд; выдохните весь воздух из легких, а затем выдохните еще немного; дышите нормально в течение 15 секунд;

- осторожно прогнитесь в спине вперед, а затем расслабьте спину;

- максимально втяните живот, а затем расслабьте его; максимально надуйте живот или напрягите мышцы брюшного пресса, а затем расслабьте их;

- напрягите ягодичные мышцы и немного приподнимите таз, а затем расслабьте мышцы ягодиц;

- вытяните ноги вперед и поднимите на 15 см от пола, а затем опустите ноги и расслабьте их; сильно прижмите ноги к полу, а затем расслабьте их;

- поднимите вверх пальцы ног, а затем расслабьте их; поднимите вверх ступни, а затем расслабьте их. В идеале после выполнения этого комплекса упражнений ваши мышцы должны стать более расслабленными, чем были до этого, а сознание должно наполниться спокойствием и умиротворением.


Если этого не произошло, повторите всю процедуру. Старайтесь не думать ни о чем и фокусироваться только на напряжении и расслаблении мышц.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ЛЮДЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ

Психологическая служба Академии психологии и педагогики Южного федерального университета рекомендует вам множество способов провести время дома с пользой, занять себя и членов вашей семьи познавательной и интересной деятельностью.


Новые навыки.


Именно сейчас у вас появилась уникальная возможность освоить что-то новое, ведь вы имеете на это и время, и ресурсы! Возможно, вы давно хотели научиться рисовать или петь, вышивать или ткать, изучить иностранный язык или овладеть навыком скорочтения! В данный момент бесплатно открыто множество образовательных платформ, доступны различные видео-уроки, позволяющие вам полностью погрузиться в изучение чего-то нового, в совершенствование своих навыков.


Семейный досуг.


Длительное совместное времяпрепровождение может послужить причиной конфликтов, но может и хорошо сплотить вас. Приготовьте вместе семейный завтрак или ужин, посмотрите фильм, соберите паззлы, сотворите оригинальные поделки, поиграйте в настольные игры. В конце наших рекомендаций есть список фильмов и онлайн-ресурсов для совместного просмотра и виртуального посещения.


Спорт.


Да, безусловно, сейчас вы ограничены в физических нагрузках в связи с тем, что #лучшеоставатьсядома. Но это не значит, что вы полностью лишились любых физических нагрузок! Так, на YouTube в свободном доступе вы можете найти множество видео-уроков домашних тренировок на различные группы мышц.


Еще один очень хороший способ держать себя в форме — танцы. Включите любимую музыку и двигайтесь так, как будто вас никто не видит. Известный психолог Вильгельм Райх доказал, что зажатость (“мышечный панцирь”) человека возникает в самом детстве и напрямую связана со страхом быть наказанным, непонятым, отчужденным, а также с необходимостью постоянного подавления человеком своих сексуальных ощущений. В результате комплексы и зажимы накапливаются в организме и могут привести к различным душевным и телесным заболеваниям. Вильгельм Райх, являющийся основоположником телесной психотерапии, верил, что осуществление пациентом спонтанных движений тела, в комплексе с ровным размеренным дыханием, способно снять мышечное напряжение и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить. То есть от танца вы получите не только положительные эмоции и здоровое тело, но еще и психологическую разрядку!


Уборка.


Да, это как раз то, что вы часто откладывали из-за нехватки времени, из-за усталости после рабочей недели. Сейчас как никогда актуально снарядиться моющими средствами и сделать генеральную уборку: помыть двери, разобрать старую одежду, постирать шторы и сделать все то, что раньше откладывали. Не бойтесь браться за самые тяжелые, непривычные дела. Вы сами удивитесь, насколько улучшится ваше настроение! Чистота и отсутствие пыли благоприятно скажутся на здоровье, как и умеренная физическая нагрузка, полученная в течение уборки. Как отмечают множество психологов, чистота в доме положительно влияет на психическое состояние человека.


Йога и медитация.


Если вы сильно переживаете из-за сложившейся ситуации и не можете переключиться на что-то другое, попробуйте сделать всего 3 упражнения, снижающие уровень тревоги:


1) Диафрагмальное дыхание.


Диафрагма — это мышца, расположенная между грудной и брюшной полостями. Техника дыхания учит правильно использовать ее, чтобы дышать, как следует. Положите одну руку на живот, другую на грудь. Медленно вдыхайте через нос, пока не ощутите рукой движение живота. Грудь при этом должна оставаться в покое. Представьте, что ваш живот - шарик, который вы пытаетесь надуть, в то время как грудь не движется. После вдоха напрягите мышцы живота и выдыхайте сквозь сжатые губы. Когда вы начнете практиковать диафрагмальное дыхание, вы можете почувствовать усталость и даже небольшое головокружение, со временем вы привыкнете. Правильное дыхание снижает тревогу, потому что помогает использовать меньше энергии и усилий для дыхания, замедляет сердцебиение и помогает снизить кровяное давление.


2) Осознанная медитация.


В процессе вы учитесь держать разум полностью в настоящем и отгонять отвлекающие мысли и негативные модели мышления. Раньше медитация относилась к духовным практикам, сейчас многие обращаются к ней, чтобы повысить концентрацию, научиться следить за своими мыслями и снять напряжение. Устройтесь в тихом месте и поставьте таймер на телефоне на пять минут. Это время покажется гораздо более долгим, чем вы себе представляете. Закройте глаза, расслабьтесь и наблюдайте за телом и дыханием. Обращайте внимание на ощущения в теле и прислушивайтесь к звуку дыхания. В какой-то момент мысли станут улетать далеко. Это естественная реакция. Как только заметите, что мозг начал блуждать, снова сфокусируйте внимание на дыхании. Будьте терпеливы с собой. Первые несколько практик мысли постоянно будут улетать, это нормально.


3) Прогрессивная мышечная релаксация.


Сначала вы ощущаете, а затем напрягаете мышцы в теле, например, мышцы шеи, плеч, ладоней или ступней. Затем отпускаете напряжение и позволяете им расслабиться. Упражнение ослабляет напряжение и улучшает сон, иногда помогает от головных болей и расстройства пищеварения. Вы можете начать с концентрации на ступнях, затем прорабатывать последовательно все тело по направлению вверх.


Алгоритм действий:


- сядьте, примите удобное положение тела, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов;

- сожмите кулаки, а затем расслабьте их; растопырьте пальцы, а затем расслабьте их;

- напрягите бицепсы, а затем расслабьте их; напрягите трицепсы, и расслабьте их;

- отведите плечи назад, а затем расслабьте их; выдвиньте плечи вперед, а затем расслабьте их;

- поверните голову до упора вправо, а затем расслабьте шею; поверните голову до упора влево, а затем расслабьте шею; прижмите к груди подбородок, а затем расслабьте шею;

- как можно шире откройте рот, а затем расслабьте его; как можно сильнее сожмите губы, а затем расслабьте их;

- как можно дальше высуньте язык, а затем расслабьте его; втяните язык максимально в гортань, а затем расслабьте его; прижмите язык к небу, а затем расслабьте его; прижмите язык к дну ротовой полости, а затем расслабьте его;

- максимально широко раскройте глаза, а затем расслабьте их; со всей силы зажмурьтесь, а затем расслабьте глаза и нос;

- сделайте глубокий вдох, а затем немного доберите воздуха; дышите нормально в течение 15 секунд; выдохните весь воздух из легких, а затем выдохните еще немного; дышите нормально в течение 15 секунд;

- осторожно прогнитесь в спине вперед, а затем расслабьте спину;

- максимально втяните живот, а затем расслабьте его; максимально надуйте живот или напрягите мышцы брюшного пресса, а затем расслабьте их;

- напрягите ягодичные мышцы и немного приподнимите таз, а затем расслабьте мышцы ягодиц;

- вытяните ноги вперед и поднимите на 15 см от пола, а затем опустите ноги и расслабьте их; сильно прижмите ноги к полу, а затем расслабьте их;

- поднимите вверх пальцы ног, а затем расслабьте их; поднимите вверх ступни, а затем расслабьте их. В идеале после выполнения этого комплекса упражнений ваши мышцы должны стать более расслабленными, чем были до этого, а сознание должно наполниться спокойствием и умиротворением.


Если этого не произошло, повторите всю процедуру. Старайтесь не думать ни о чем и фокусироваться только на напряжении и расслаблении мышц.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ


Для начала предлагаем вам упражнение «Коллаж».


Тема коллажа может быть любой: мой психологический портрет, моя мечта, мое будущее, мой идеальный партнер и многое другое.

Попробуйте для начала сделать коллаж «Мой психологический портрет». Берете журналы разной тематики, вырезаете все понравившиеся или «зацепившие» картинки. Потом просматриваете всё, что вырезали, и отбираете самые интересные: те, что вызывают самые сильные чувства или которые связаны с самыми важными идеями и ассоциациями. И потом приклеиваете это всё на лист, «как рука возьмёт и глаз видит», то есть, спонтанно и интуитивно создавая пространство, в котором все части листа более-менее вас устраивают. Всё, создание коллажа на этом заканчивается. При анализе обращают внимание на расположение частей коллажа на плоскости листа (центр — периферия, левый-правый край, верх-низ). Обычно считается, что верхняя часть символически отражает более осознанные образы, низ листа - ближе к бессознательному; правый край (для правшей) - будущее, левый - прошлое. Также отмечают цветовые соответствия: объекты, имеющие один и тот же цвет, могут символически быть связаны друг с другом. Конечно, главная часть анализа - это прояснение символов, прояснение смысла образов, которые вы выбрали. Рассмотрите внимательно каждую выбранную вами картинку и запишите свои ассоциации. Подумайте, что эти изображения значат, на что указывают. Можно записать своё описание коллажа на диктофон, потом прослушать его. В результате многое становится заметнее. При прослушивании аудиозаписи обращайте внимание на заминки, паузы, интонации сомнения в своем рассказе. О содержании вашего рисунка


Еще одно упражнение для вас – «Ресурсы».


Составьте список вещей и занятий, которые помогают вам чувствовать себя спокойно. Это могут быть запахи, звуки, вкусовые ощущения, действия. Постарайтесь уделить хотя бы 15 минут одному из вышеперечисленных действий.


Обязательно сделайте упражнение «План в будущее».


Составьте список с заголовком: «Когда закончится карантин и у меня появится возможность, я обязательно сделаю». Перечислите как минимум 10 пунктов, которые непременно выполните!


Предполагаем, что в силу ситуации у вас могут появиться негативные мысли. Чтобы уменьшить их влияние мы рекомендуем несколько эффективных психологических упражнений:


1. Упражнение «Отвлечение»


Сосредоточьте внимание на каком-нибудь предмете. Рассмотрите все его детали, потрогайте, понюхайте его; думайте только о нем. Попытайтесь описать его так, будто впервые видите. Это может быть все, что угодно: ноготь большого пальца, обрезок бумаги, правый ботинок: «он коричневый, носки у него стерты, подошва на внутренней стороне износилась, надпись на подкладке еле-еле можно прочесть» и т.д.


2. Упражнение «Фиксирование мыслей»


Найдите удобное, спокойное место, где вам никто не сможет помешать. Приготовьте бумагу и карандаш. Сядьте, выпрямите спину, закройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании. Сначала сделайте вдох животом, дайте воздуху заполнить вашу грудную клетку, а затем - пространство над ключицами. После этого начните медленно выдыхать воздух, произнося при этом мягкий звук «с-сс» для того, чтобы определить, когда весь воздух выйдет. Теперь легко и свободно сделайте новый вдох. Следите за ритмом дыхания... воздух входит... выходит, сопровождаясь мягким звуком «с-с-с». Обратите внимание на мысль, которая пришла вам в голову. Назовите ее как понравится, откройте глаза и запишите как можно короче. Затем прогоните эту мысль, закройте глаза и снова сосредоточьтесь на дыхании, пока не всплывет следующие мысль или образ. Запишите их. И так далее. Не останавливайтесь ни на одной мысли. В этом упражнении вам нужна лишь «проба грунта», а не полнокровные идеи. Выполняйте упражнение в течение 30 минут.


3. Упражнение по разотождествлению


Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя:


У меня есть тело, но я - это не мое тело.

Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное «Я».

Мое тело - прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент.

Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело - это не «Я».

У меня есть тело, но я - это не мое тело.

У меня есть эмоции, но я - это не мои эмоции.

Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы.

Однако я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оценивать свои эмоции и, более того, управлять, владеть ими, использовать их, то очевидно, что они - не есть мое «Я».

У меня есть эмоции, но я - это не мои эмоции.

У меня есть интеллект, но я - это не мой интеллект.

Он достаточно развит и активен.

Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое «Я».

У меня есть интеллект, но я - это не мой интеллект.

Я - Центр чистого самосознания.

Я - Центр Воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами.

Я - это постоянное и неизменное «Я».


4. Упражнение «Поплавок в океане»


Вообразите, что вы - маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел... Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания... Ощутите движение волны... тепло солнца... капли дождя... подушку моря под вами, поддерживающую вас... Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.


5. Упражнение «Маяк»


Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова - высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе - света, который никогда не гаснет. Важной составляющей частью нашей жизни является сон. Людям свойственно смотреть приятные и интересные сны. Как у вас с этим? Однако сны не всегда могут быть приятными. Важно уметь справляться со страшными и незавершенными снами.


6. Упражнение «Завершение прерванного сна»


Вернитесь в свой сон. Ощутите то же чувство страха. Пусть происходящие события продолжатся. Продолжите и завершите сон так, как вам бы хотелось. Возможно, у вас сейчас есть вопросы, на которые Вы не можете найти ответы. Понимание может прийти при выполнении следующего упражнения.


7. Упражнение «Китайский храм»


Примите медитативную позу и наблюдайте за своим дыханием. Далее вообразите, что вы взбираетесь по каменным ступеням на высокий крутой холм. На верху холма стоит китайский храм. В середине каждой из четырех его стен - дверь. На каждой двери выгравирован золотой дракон. Толкните одну из дверей и войдите в храм. Внутри нет ничего, кроме множества свитков, лежащих на полках, похожих на стеллажи наших публичных библиотек. Выберите один из свитков. Перенесите его в середину храма, которая освещена ярким светом, падающим через застекленную крышу. Разверните свиток. Прочитайте его и найдите ответ на свой вопрос. Для осмысления собственной жизни, ее ценностей и приоритетов предлагаем два упражнения.


8. Упражнение «Ручей» Сядьте прямо.


Сделайте несколько глубоких вдохов. Представьте, что вы поднимаетесь по горной дороге, рядом с которой протекает ручей. Когда ручей и дорога начнут расходиться, сойдите с дороги и следуйте вдоль ручья к его истоку... Это небольшой родничок прозрачной воды, выбивающийся из-под земли. Он совсем маленький. Теперь вообразите, что вы - капля этого родника; почувствуйте, как вы стекаете по склону, соединяетесь с другими каплями, становитесь ручейком, который сбегает вниз, затем сливается с другими ручейками и превращается в широкий поток. Заметьте, как замедляется течение там, где склон становится пологим, и как снова ускоряется на крутых местах. Что вы чувствуете, когда камни встречаются на вашем пути или, когда рыба проплывает в глубине потока? Теперь вы стали широкой-широкой рекой и медленно-медленно движетесь мимо городов, деревень... 

Наверху, над вами - люди, лодки, корабли. Какие чувства это у вас вызывает? Вот вы уже вблизи океана, и частицы соленой воды смешиваются с вами. Вы вливаетесь в океан, становитесь его частью, и ваша чистая родниковая вода растворяется в его соленой воде.

Вообразите, что вы – именно эта волна, которая вздымается и опадает, вздымается и опадает. Будьте той частичкой волны, которая накатывается на песок, забегает все дальше и дальше, затем застывает на мгновение и, снова шурша, отступает назад и соединяется с океаном. Вообразите себя в глубине, безмолвной, темной частью океана.

Представьте себя огромной волной посередине океана. Будьте одной из капель, которая вздымается на гребень волны, срывается дуновением ветра, становится капелькой тумана и сливается с другими каплями. Туманное облако, медленно плывущее над океаном... Потом над берегом, над холмами, над высокими горами.

Теперь вообразите, что вы - частичка дождя, которая выпадает из этого облака; вы плавно опускаетесь на гору, попадаете в почву, становитесь частью родника. Вы катитесь вниз по склону и понимаете, что снова стали ручьем в том же самом месте, с которого начинали свой путь.


9. Упражнение «Мудрый старец»


Сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов. Вообразите, что вы находитесь в старом большом доме викторианской эпохи, в котором никто сейчас не живет. Пройдите через все комнаты, посмотрите на старую мебель, лампы, картины, интерьер. Поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдитесь по спальням. Вы замечаете бархатный занавес, который прикрывает какую-то дверь.

Отодвиньте занавес и откройте дверь. За ней вы видите ступени, по которым, судя по пыли, давным-давно никто не ходил. Поднимитесь по ступеням. Вы видите дверь, откройте ее и войдите. Вы находитесь в заставленной книгами комнате, куда свет проникает со всех сторон и сверху. Вы начинаете читать заголовки книг и вдруг замечаете, что в одном из углов комнаты сидит старец. «Я ждал тебя», - говорит он. Вы понимаете, что он знает все и ответит на любой вопрос, который вы зададите. Теперь спросите: «Зачем я родился на этот свет?» Послушайте его ответ и задайте любой другой вопрос, который хотите. Поблагодарите мудрого старца, попрощайтесь, выйдите из комнаты, спуститесь по лестнице и покиньте дом.


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


Ссылки на музеи онлайн: 


Эрмитаж https://bit.ly/33nCpQg


Пятичасовое путешествие по Эрмитажу, снятое на iPhone 11 Pro одним дублем в 4К https://bit.ly/39VHDoI


MetropolitanOpera анонсировала бесплатные стримы Livein HD со следующей недели каждый день, в понедельник Кармен, в четверг Травиата, 22-го Евгений Онегин https://bit.ly/2TTSr1f


Венская опера тоже проводит бесплатные трансляции на период карантина https://bit.ly/39OINlQ


Трансляции балетов Большого театра, 29 марта «Ромео и Джульетта» Прокофьева https://www.bolshoi.ru/about/rela ys/


Проект Гугла Arts and Culture https://artsandculture.google.com/


Амстердамский музей Ван Гога с функцией googlestreetview: https://bit.ly/2TRdiSQ


Третьяковская галерея https://artsandculture.google.com/ …/the-state-tretyakov-gal…


Музей истории искусств (KunsthistorischesMuseum), Вена https://bit.ly/3d08Zfm


Цифровые архивы Уффици https://www.uffizi.it/en/pages/digi tal-archives


Лувр https://bit.ly/2WciGBi https://www.louvre.fr/en/mediaen-ligne


Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) https://bit.ly/2IOQDjq


Британский музей, онлайн-коллекция одна из самых масштабных, более 3,5 млн экспонатов https://www.britishmuseum.org


Британский музей, виртуальные экскурсии по музею и экспозициям на официальном YouTube канале https://www.youtube.com/user/bri tishmuseum


Прадо, фото более 11 тысяч произведений, поиск по художникам (с алфавитным указателем) и тематический поиск https://www.museodelprado.es


Музеи Ватикана и Сикстинская капелла http://www.vatican.va/various/cap pelle/sistina_vr/index.html


Метрополитен-музей, НьюЙорк https://www.metmuseum.org


Онлайн-коллекция нью-йоркского музея современного искусства (МоМА), около 84 тысяч работ https://www.moma.org/collection/


Онлайн-коллекция музея Гуггенхайм https://www.guggenheim.org/coll ection-online


Музей Сальвадора Дали https://bit.ly/33iHVmX


Видео-галерея NASA, недлинные видео в высоком разрешении https://www.nasa.gov/co…/ultrahigh-definition-video-gallery  


Смитсоновский музей https://www.si.edu/exhibitions/onl ine


Национальный музей в Кракове https://bit.ly/3d29dT0


Музей изобразительных искусств в Будапеште https://bit.ly/3d08L80


Музеи Нью-Йорка - виртуальные коллекции и экскурсии, архивы лекций и рассказов самих художников https://34travel.me/post/nycmuseums



Если захотите почитать психологическую литературу: 


Эверест Шостром «Человек-манипулятор»

Эрик Берн «Люди, которые играют в игры»

Эрик Берн «Игры, в которые играют люди»

Эрих Фромм «Искусство любить. Исследование природы любви»

Эрих Фромм «Иметь или быть»

Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»

Кен Уилбер «Безграничное. Восточные и западные стратегии саморазвития человека» 

Роберт Джонсон «Мы. Глубинные аспекты романтической любви»

Виктор Дольник «Непослушное дитя биосферы» 

Анна Чернявская «Психология господства и подчинения: Хрестоматия»

Стэнли Милгрем «Подчинение авторитету» 

Бессел Ван Дер Колк «Тело ведёт счёт»

Дэниел Шактер «Семь грехов памяти»

Джо Наварро «Опасные личности»

Дэниел Гилберт «Спотыкаясь о счастье»

Роберт Чалдини «Психология влияния»

Сьюзан Кейн «Интроверты»

Себастьян Юнгер «Племя»

Джонатан Хайдт «Гипотеза счастья»

Келли Макгонигал «Сила воли»

Франс де Вааль «Истоки морали»

Джордж Саймон «Кто в овечьей шкуре»

Виктор Франкл «Сказать жизни “да”»

Психологическая газета https://psy.su/materialy


И несколько замечательных фильмов и мультфильмов: 


«Перед классом», 2008


Брэд страдает синдромом Туретта (тики), но очень хочет работать учителем. От фильма веет добром. Простой, жизнеутверждающий, без особых глубин, но в самое сердце. Бонусом очаровательный актёр в главной роли и атмосфера 2000-х Америки.


«Чудо», 2017


С одной стороны, мальчик Август Пулман такой же, как и другие мальчишки его возраста: любит ходить на дни рождения к друзьям, играть в компьютерные игры, фанатеет от «Звездных войн», играет со своей собакой, ссорится и мирится со старшей сестрой. А, с другой, он совсем не такой как другие мальчишки его возраста. Во-первых, Август никогда не ходил в обычную школу — с первого класса с ним дома занималась мама. Во-вторых, Август перенес 27 операций. Изза очень редкой, но иногда встречающейся генетической ошибки у Августа нет лица. И вот такой мальчик должен пойти в школу. В первый раз. К обычным детям.


«Невидимая сторона», 2009


Светлый, лёгкий, трогательный фильм. Отличный актёрский состав! Кажется, что картина уж слишком идеалистическая... Пока не узнаёшь, что в основе лежит реальная история Майкла Оэра, чернокожего мальчика из неблагополучной семьи. Его взяла к себе «белая» пара с детьми и помогла стать звездой американского футбола.


«1+1», 2011


Пострадав в результате несчастного случая, богатый аристократ Филипп нанимает в помощники человека, который менее всего подходит для этой работы, - молодого жителя предместья Дрисса, только что освободившегося из тюрьмы. Несмотря на то, что Филипп прикован к инвалидному креслу, Дриссу удается привнести в размеренную жизнь аристократа дух приключений, Значительно поддержать его психологически и лучше понять собственный смысл жизни.


«Зеленая книга», 2018


Утонченный светский лев, богатый и талантливый музыкант нанимает в качестве водителя и телохранителя человека, который менее всего подходит для этой работы. Тони «Болтун» - вышибала, не умеющий держать рот на замке и пользоваться столовыми приборами, зато он хорошо работает кулаками. Это турне навсегда изменит жизнь обоих.


«Песнь моря», 2014


Сюжет повествует о последней «селки», которая может перевоплощаться из тюленя в человека, и о ее путешествии к морю.

ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ И ПСИХОНЕЙРОИММУНОЛОГИЯ. В.С. Ротенберг

Психонейроиммуноло́гия (англ. Psychoneuroimmunology, PNI) — область медицины, изучающая процессы функционального взаимодействия нервной системы организма человека и его психики с различными отделами его иммунной системы.

Основателями этой области медицины являются Роберт Эйдер[en], Дэвид Фелтен, Николас Коэн.

Психонейроиммунология представляет собой междисциплинарную науку, в сферу профессиональных интересов которой входят: психология, неврология, иммунология, физиология, фармакология, молекулярная биология, психиатрия, инфекциология, эндокринология, ревматология.


Понятие «психонейроиммунология» может быть также использовано в медицине как эквивалент (синоним) понятий «психоиммунология» и «психоэндонейроиммунология». 


Психонейроиммунология - новая наука, возникшая за последнее десятилетие, - изучает влияние психологических факторов и функционального состояния мозга на иммунную систему, в частности, выясняя, за счет каких механизмов особенности личности, поведение, эмоции могут изменить иммунный ответ организма и повлиять, в ту или иную сторону, на риск возникновения заболевания. 


Поскольку изменение иммунитета лежит в основе очень широкого спектра заболеваний - от СПИДа до рака - и определяет характер клинического течения массовых инфекций (таких, как грипп), психонейроиммунология получила как бы статус самостоятельной научной проблемы. Однако по существу это еще один аспект уже давно обсуждавшейся, но до сих пор во многом загадочной психосоматической проблемы.


Каким образом психические процессы, идеальные по своей природе, могут воздействовать на материальные процессы, протекающие в организме, повышать или понижать устойчивость к заболеваниям? 


Этот коренной вопрос все еще остается нерешенным, а без его решения невозможно и понимание психофизиологической целостности высокоорганизованных систем - животных и человека. 


Сравнительно недавно нобелевский лауреат Р.Сперри предпринял очередную попытку преодолеть это противоречие, опираясь на общефилософские представления об отношении части и целого. Он исходит из известного положения кибернетики, что сложная целостная система приобретает за счет своей целостности новые свойства, отличные от свойств ее отдельных элементов и занимающие более высокое иерархическое положение, чем свойство каждого элемента. 


Поведение этой сложной системы управляется новыми, только ей присущими свойствами, осуществляющими нисходящий контроль над отдельными элементами системы. Поскольку психика и особенно сознание - высшие свойства целостной системы (мозга), состоящей из отдельных элементов (нейронов), то они могут влиять на мозговые структуры. 


Сознательный опыт организма может сам по себе причинно определять нейронные разряды, а отсюда - через нейрогуморальную, вегетативную и эндокринную регуляцию - изменять и соматические системы (желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую, иммунную и т.п.). 


Однако в этой принципиально верной цепочке рассуждений все же не хватает некоторого промежуточного звена, которое могло бы опосредовать влияние психики на мозг и сому. 


По мнению Сперри, существование такого звена вовсе не обязательно, поскольку сознательный опыт, как высшее проявление целей и значений в их психологическом смысле, может непосредственно контролировать физиологические функции организма. Нельзя ли на примере психонейроиммунологии хоть немного понять механизм этого контроля? 


Обратимся прежде всего к некоторым экспериментальным и клиническим данным. Наиболее подробно изучено влияние физического и эмоционального стресса на иммунную систему, хотя результаты этих исследований весьма неоднозначны. 

Во многих экспериментах у животных после стресса уменьшалась иммунокомпетенция, ослаблялся гуморальный и клеточный иммунитет, снижалась устойчивость к опухолям и инфекциям. Чаще всего такие изменения наблюдались при хроническом стрессе, например, при неустранимых болевых шоках. В этом случае основной причиной иммунодефицита было состояние беспомощности, обусловленное неустраниым стрессорным воздействием. 


В фундаментальной работе М.Е.Селигмана показано, что крысы, которые в раннем возрасте научились преодолевать отрицательные воздействия, в дальнейшем сохраняли высокую активность даже при неустранимых болевых шоках, и у них злокачественные опухоли приживлялись гораздо реже. Животные же, капитулировавшие перед трудностями, вели себя в дальнейшем пассивно даже в отрицательных ситуациях, имеющих реальный выход, и быстро погибали от приживленных опухолей. 


Авторы полагают, что такая реакция обусловлена ослаблением иммунитета. Значит, причина иммунодефицита не столько в воздействии стресса как такового, сколько в вызванной им реакции капитуляции. Но такая реакция (выученная беспомощность или, по нашей терминологии, "отказ от поиска") и есть универсальный механизм дезадаптации, т.е. снижения устойчивости соматических систем в самых различных ситуациях. Так если неприрученную крысу держать в руках до полного прекращения сопротивления, а потом поместить в бассейн с водой, она быстро тонет. Если же животное периодически выпускать из рук, показывая, что есть надежда на спасение в случае упорного сопротивления, то крыса "держится на плаву" достаточно долго.


Известно, что в некоторых случаях стресс, напротив, не снижает, а повышает активность иммунной системы. Однако авторы таких экспериментов, к сожалению, не пытаются ответить на вопрос, в каких случаях стресс подавляет, а в каких - активизирует иммунную систему. А ведь это - принципиальный вопрос, поскольку даже немногие случаи положительного действия стресса ставят под сомнение связь иммунных изменений с такой неспецифической реакцией организма на стресс, как усиленный выброс нейрогормонов, катехоламинов, кортикостероидов. 


По-видимому, необходимо рассмотреть особенности гуморальных и гормональных изменений в организме при активной и пассивной реакции на стресс (т.е. при наличии и отсутствии поискового поведения во время стресса). 


Это предположение тем более обосновано, что именно реакция капитуляции усиливает секрецию кортизола, который подавляет иммунный ответ. В то же время именно при капитуляции содержание норадреналина в мозгу, особенно в гипоталамусе, снижается. 


То, что влияние стресса на иммунитет не ограничивается усиленной секрецией кортикостероидов, доказано экспериментально: у крыс с удаленными надпочечниками при стрессе реакции лимфоцитов подавлены. В настоящее время кортикостероидная зависимость рассматривается только как частный случай механизмов психосоциального воздействия на иммунитет.


Таким образом, влияние стресса на иммунитет может быть опосредовано характером поведения животного или человека во время стресса, и тогда можно говорить о решающей роли поведения, в том числе и вне стресса. 


Это предположение подтверждает относительно низкая корреляция между серьезными жизненными событиями, обычно вызывающими стресс (смерть близких, развод, женитьба, рождение ребенка, смена места работы и т.п.), и последующими заболеваниями - лишь у небольшого числа лиц, подверженных стрессу, развиваются органические заболевания. 


Такие наблюдения приводят многих авторов к заключению о том, что индивидуальная реакция на стресс и характер поведения, направленного на преодоление стрессовой ситуации, для иммунного ответа важнее, чем стресс как таковой. Мы полагаем, что определяющим фактором здесь служит поисковое поведение, тогда как отказ от поиска снижает и иммунную, и соматическую защиту организма.


Исследования, проведенные на здоровых и больных испытуемых, подтверждают это предположение. 


Депрессия и чувство безнадежности, возникающие после необратимой потери (смерть близкого человека), снижает иммунитет, уменьшает пролиферацию лимфоцитов. 


Депрессия и подавленная, нереализованная агрессивность характерны для больных с классическим иммунным заболеванием - бронхиальной астмой. 


Депрессия, отрицание враждебности и мазохистские установки часто встречаются у женщин с ревматоидным артритом. 

Все эти черты свидетельствуют о блокаде любых видов поискового поведения - от творческой деятельности до активного проявления недовольства и гнева.

 

Чувство хронического утомления, которое часто служит маской депрессии, сопровождается снижением, а освобождение от депрессии, спонтанное или под действием антидепрессантов, - восстановлением иммунокомпетенции.


Роль пассивного поведения в условиях стресса для приживления опухолей убедительно иллюстрируется рядом работ. Так, в Югославии при обследовании 1353 человек было показано, что ощущение безнадежности и пониженный эмоциональный тонус повышают риск заболевания раком. 


В другом исследовании у женщин, оставшихся вдовами, проводился гистологический анализ шейки матки и одновременное психологическое обследование. В дальнейшем под постоянным наблюдением находились женщины с признаками изменений клеток шейки матки, представляющие угрозу перерождения в рак. 18 женщин из 51 перенесли потерю супруга с ощущением стабильной беспомощности, и у 11 из них развился рак, тогда как раковое перерождение клеток отмечалось лишь у 8 из 33 женщин, переживавших смерть мужа без ощущений беспомощности и безнадежности. 


Хорошо известно, что курение -- один из основных факторов риска для рака легких. Тем не менее тщательное исследование показало, что отсутствие смысла жизни, нестабильность работы и отсутствие планов на будущее еще более надежные прогностические признаки рака легкого, чем курение.


Женщины, страдающие раком груди, но продолжающие борьбу за жизнь, имеют больший шанс выжить в течение 5 лет, чем обречённо воспринимающие известие о заболевании, как смертный приговор..


Пессимизм, определяющий пассивное отношение к жизненным событиям, предрасполагает к более быстрой смерти от рака и к более частым инфекционным заболеваниям. Депрессия перед эпидемией гриппа увеличивает шанс заболевания.


Исследования на человеке также подтверждают нашу гипотезу о том, что характер поведения имеет большее значение для резистентности организма, включая иммунитет, нежели стресс, и поведение может выступать как самостоятельный патогенный фактор вне связи со стрессом.


Так, женщины, не занятые на службе и не обремененные домашней работой, несмотря на высокий экономический статус, обнаруживают более низкие иммунные функции и чаще обращаются за медицинской помощью, чем работающие.


В домах для престарелых в США, где старики, освобожденные от всех забот, пассивно принимают хорошо налаженный уход, смерть (часто от хронических пневмоний) наступает раньше, чем там, где при хороших условиях остается возможность активного выбора хобби (например, ухода за животными и растениями) или выбора в пользу того или иного распорядка дня.


Мы уже обсуждали ранее природу так называемых "болезней достижения", когда человек на гребне успеха внезапно заболевает. Но это случается лишь тогда, когда прекращается всякая поисковая активность и человек позволяет себе удовлетворительно расслабиться.


В этой связи большой интерес представляют данные о роли стиля жизни для профилактики заболеваний, в том числе иммунных. Оказалось, что твердость позиций перед лицом жизненных трудностей повышает устойчивость к заболеваниям, у этих лиц лучше функционирует иммунная система.


Такая позиция включает готовность к свершениям, требующим усилий, неослабевающий контроль за ситуацией, и вызов, который человек постоянно готов бросить жизни.


Эта твердость сочетается с самоуважением и стремлением активно строить собственную личность. Люди, не отличающиеся такой твердостью, более подвержены различным заболеваниям.


С другой стороны, известно, что стабильная социальная поддержка (со стороны семьи или коллег) - также важный фактор сохранения здоровья.


Социальная поддержка снижает смертность вдовцов от сердечно сосудистых заболеваний, а развитию депрессий и психосоматических заболеваний предшествует ослабление полноценных социальных контактов.


На первый взгляд, может показаться неожиданным тот факт, что у людей, не отличающихся жизненной стойкостью и твердостью, социальная поддержка, напротив, повышает риск заболеваемости.


Однако наша концепция позволяет объяснить это противоречие. Человек, не ориентированный на поддержку близких, вынужден самостоятельно справляться с жизненными трудностями, даже если он изначально пассивен и не способен самостоятельно "бросить вызов" жизни.


В этом случае умеренные жизненные трудности могут повысить поисковую активность человека даже против его собственной воли. Но если человек настроен на социальную поддержку и привык к ней, то он уходит от сложностей жизни под крыло опеки, предоставляя близким спасать его от вызова, который бросает жизнь. Здесь шанс на собственную активность резко сокращается.


В то же время для твердого и активного человека социальная поддержка служит стимулом, заряжающим его новыми силами. Влияние на иммунитет особенностей личности, определяющих стратегию поведения, убедительно демонстрирует феномен "множественных личностей" в одном и том же субъекте. Этот редкий феномен психопатологии состоит в том, что один и тот же человек в разные периоды жизни (иногда в очень коротких временных интервалах) ощущает и ведет себя как совершенно разные личности, с резко отличающейся иерархией потребностей и различным мировосприятием.


У здоровых испытуемых этот феномен можно воспроизвести в состоянии активного гипноза. В таких опытах у людей в одной ипостаси проявляется аллергия на животных или определенные виды пищи, а в другой - исчезает. Невозможно представить себе, что каждый раз тонкая биохимическая система организма, определяющая наличие аллергии, коренным образом меняется.


Разумнее предположить, что меняется общая неспецифическая устойчивость организма, в значительной степени определяющаяся поведением. Исследования, проведенные В.В.Аршавским и М.И.Монгуш, показали, что поисковое поведение, независимо от знака эмоций, в ответ на введение чужеродного белка блокирует развитие анафилактического отека, тогда как отказ от поиска способствует его увеличению.


По-видимому, разное поведение человека и определяет его чувствительность к аллергенам, хотя предпосылки к самой аллергической реакции сохраняются. Роль психических факторов в иммунных процессах подчеркивается также влиянием различных приемов психотехники на иммунную систему.


Показано, что внушение положительных эмоций у высокогипнабельных субъектов увеличивает активность иммунной системы. К такому же эффекту приводит релаксация (расслабление) с интенсивными образными представлениями у больных старческого возраста, что может быть использовано даже для приостановки развития опухолей. Важным способом воздействия на иммунную систему является и медитация.


Вопрос о механизме действия всех этих методов остается открытым. Разумеется, релаксация при гипнозе сопровождается, к правило, ослабленной секрецией аденокортикотропного гормона и уменьшает эмоциональный стресс, но одного этого было бы недостаточно для объяснения влияния на иммунную реактивность.


Во-первых, как мы уже показали, сам но себе стресс не вызывает иммунных нарушений.


Во-вторых, релаксация без интенсивной визуализации оказывается недостаточной. Важно, что эффект различных способов психотренинга нельзя свести к релаксации. Переживание зрительных впечатлений - активный психологический процесс; играющий важную роль в сохранении и восстановлении здоровья, тогда как бедность, дефектность образного мышления серьезно отражается на развитии психосоматических, в том числе и иммунологических, расстройств. Во всяком случае утрата контакта с собственным внутренним миром, неспособность к осознанному переживанию и выражению эмоций (алекситемия) служат важным психологическим симптомом психосоматического заболевания.


В настоящее время все больше исследователей склоняется к предположению, что алекситемия тесно связана с недостаточностью образного мышления, а последняя играет важную роль в патогенезе психосоматических заболеваний.


Вкратце дело сводится, по-видимому, к роли образного мышления в механизмах психологической защиты: благодаря образному мышлению удается на иррациональном уровне разрешить внутренние конфликты, которые с логических позиций выглядят тупиковыми.


Если же вернуться к основному направлению данной главы, то важно заметить, что образное мышление играет решающую роль в сновидениях, а сновидения, согласно концепции поисковой активности, есть своеобразная форма активности, позволяющая преодолеть отказ от поиска и восстановить поисковое поведение в последующем бодрствовании.


В таком случае все виды психотерапии и психотехники, включающие элемент визуализации и способные востонавливать полноценное образное мышление, косвенно содействуют и восстановлению поисковой активности, которая, в свою очередь, влияет на устойчивость организма.


Не будучи специалистом в области собственно иммунологии, я не счел возможным вдаваться в специальные вопросы, такие как соотношение между нейромедиаторами, гормонами, эндорфинами и их влияние на клеточные иммунные системы. Так, интригующе интересны данные о роли эндорфинов и опиоидных пептидов в регуляции иммунитета.


Показано, что если подавление болевых ощущений во время стресса осуществляется через эндорфинную систему, ослабляется иммунитет.и ускоряется рост опухолей. Не ясно, действуют ли опиоидные пептиды (которые в научно-популярных изданиях обычно называют гормонами удовольствия) непосредственно на иммунные клеточные механизмы или их влияние опосредовано через гормональную систему.


Но в этой связи нелишне вспомнить, что эндорфины выполняют функцию эндогенных транквилизаторов, уменьшающих активное поведение. Важным аргументом в пользу гипотезы о роли поведения в изменении иммунорезистентности служат данные о влиянии гипоталамуса на иммунитет.


Так, разрушение переднего гипоталамуса предотвращает развитие анафилактического шока, уменьшает реакцию антител на чужеродное вещество, подавляет реакцию лимфоцитов. Но ведь гипоталамус - это не только центральный регулятор вегетативной, гормональной и гуморальной систем организма, это еще и важнейшее звено в системе организации поведения, в том числе поисковой активности и отказа от поиска.


Более того, именно благодаря участию в регуляции поведения гипоталамус объединяет различные системы, реализующие это поведение. Поэтому есть основания считать, что и влияние на иммунную систему тесно связано с участием гипоталамуса в регуляции поведения.


А в заключение вернемся к вопросу, поставленному вначале.


Нам представляется, что поведение - это и есть недостающее звено во всех концепциях, объясняющих влияние психической жизни на соматические системы. Характер переработки информации, поступающей из внешней и внутренней среды, определяют поведение, его цели и его стратегию.


Разумеется, как это осуществляется - отдельный и далеко не решенный вопрос, и здесь постоянно надо учитывать активный характер поведения, который был бы невозможен без высокоразвитой психической жизни, выступающей в качестве высшего интегратора поведения. Но само поведение, складывающееся из множества элементарных физиологических актов - от изменения направления внимания и сокращения мышц до изменения деятельности сердечно-сосудистой системы и всей внутренней среды организма, обеспечивающей эти физиологические аспекты, - такое поведение есть вполне материальный процесс, значит, его влияние на соматические системы не носит никакого мистического характера.


Если же говорить о влиянии психических состояний на вегетативные и соматические системы при отсутствии какого-либо видимого поведения, то не следует забывать, что фило- и онтогенетически любое явление психической жизни связано с видимым поведением, с поиском или отказом от него.


Механизмы, блокирующие внешнее проявление поведения, появились лишь на весьма поздних этапах развития. Это обстоятельство позволяет рассматривать психосоматические соотношения в рамках научной парадигмы, позволяет понять, что все регистрируемые вегетативные, эндокринные, гуморальные и прочие корреляты психических переживаний - это производные от явных или скрытых тенденций поведения, обусловленных этими переживаниями. Поведение и его корреляты, в свою очередь, благодаря всей системе интерорецепторов, способны воздействовать на тонкие биохимические механизмы мозга и тем самым участвовать в организации самой психической жизни. Психонейроиммунология открывает новые конкретные пути решения этой старой фундаментальной проблемы - проблемы соотношения психики, поведения и организма.


http://vsrotenberg.rjews.com/pn-immunoligiya.html#.XnTzf6AufIU

Кароси – смерть от переработок

В Японии почти 23 процента предприятий страны допускают работу людей сверхурочно более восьми часов в месяц. Причем 11,9 процента компаний из их числа заявили, что у некоторых их работников набирается по сто сверхурочных часов в месяц. В 2014 году вошел в силу закон о противодействии кароси. Теперь в некоторых фирмах работники обязаны брать по нескольку выходных каждые полгода, а в 10 часов вечера в офисах отключают свет, чтобы сотрудники разошлись по домам. Тем не менее, по официальным данным, от сердечных приступов, инсультов и других последствий кароси ежегодно умирает около двухсот человек.

Цин Ли

ДЕДУШКА. ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ...ИЛИ МОЖЕТ ЛИ НАШЕ ДЕТСТВО БЫТЬ РЕСУРСНЫМ...

ДЕДУШКА. ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ...ИЛИ МОЖЕТ ЛИ НАШЕ ДЕТСТВО БЫТЬ РЕСУРСНЫМ...


Лето - это еще один дедушка)) 
Это его любовь к фотографии... это его любимый фотоаппарат...
 ...это наши нескончаемые семейные фотосессии и ожидание того, когда же , наконец, вылетит птичка...
...это его гитара, и аккордеон ...
... это мои  детские танцы под дедушкины аплодисменты...
....это его любимые украинские песни...
...это колесо обозрения и наши прогулки по парку  ...
...это его художественный талант и умение рисовать...
...это его инженерное мышление и изобретательность...
...это его самодельный ткацкий станок и яркие ковры ручной работы...


                   

Фототерапия, как психотерапевтическая методика

Фототерапия,  как психотерапевтическая методика работает с одной из форм визуального искусства – фотографией. Фотография применяется в работе для решения разнообразных психологических проблем, а также для гармонизации и развития личности.


Фототерапия – мощнейший  инструмент психологической помощи. Так вот в психологии это направление применяется для лечения депрессий, страхов, выявления семейных отношений, проблем. Ведь  фотография в жизни человека имеет большое значение и поэтому является ресурсной.  Глядя на фотографию можно вспоминать какие-то приятные события, встречи, родных и друзей. Очень давно сложилась такая традиция, если люди расстаются надолго, то они берут с собой фотографии этих людей.


Вопросы которые можно решить с помощью фототерапии:


- улучшить отношения, между обратившимися за помощью;

- снизить страхи и тревоги людей;

- дать шанс переосмыслить и осознать жизненные события людям;

- люди могли заметить свою духовную и уникальную красоту;

- сделать людей уверенными в себе и своих силах.


При работе с клиентом очень важно, когда и при каких обстоятельствах сделана фотография. Нужно понять чувства клиента, его эмоции по отношению к этой фотографии. И помочь выразить то, что накопилось и решить проблему. С помощью фотографий человеку проще понять и увидеть проблему, которая актуальна на данный момент.


Работая над фотографиями, можно увидеть то, какие отношения были в семье до проблемы, или понять то какие сейчас происходят отношения у друзей либо коллег по работе. На самом деле, анализируя фотографии, можно многое узнать. Можно увидеть все вплоть до того, какое настроение и какие эмоции испытывал человек во время фотосъемки. Все это можно определить выражению лица, мимике, позе человека с которым доктор анализирует проблему.


Есть и такая группа людей, которая не любит фотографироваться и на всех фотографиях занимает такую позицию, чтобы их не было видно, или видно, но очень размазано. Также в кабинете психолога можно решить проблему, почему у человека нет фотографии, да, это странно, но, по крайней мере, встречаются и такие люди.


Но есть и такие люди, у которых очень много фотографий, для встречи с психологом они выбирают только те фотографии, которые очень значимы для них в настоящее время. Но многие люди доктору говорят, что взяли на сеанс случайно выбранные фотокарточки, однако чаще всего это ложь. 


Можно использовать любые фото, какие клиент пожелает, например:


- природа;

- наши дети;

- моя семья;

- мое здоровье;

- я и мои друзья;

- мои проблемы;

- я и мои друзья;

- семейный праздник;

- противоположности.


В фототерапии очень часто бывают отличия в снимках,  между тем как нам кажется, мы выглядим со стороны и тем как мы реально выглядим со стороны. Существует, как известно 3 вида я:


- Я – реальное( какая я есть на самом деле, зеркальный имидж)

- Я – идеальное( какой я думаю что меня видят окружающие, желаемый имидж – то есть маска)

- Я – зеркальное (какой меня видят окружающие, текущий имидж)


Все эти три Я должны быть похожи но не всегда Я - реальное схоже с Я – идеальным. Иногда нам кажется что, запудрив морщины и одев обтягивающее черное платье мы становимся совершенством, но нет. Мы все те же реальные! Те фотографии которые выложены в соц сетях мало похожи на нас в реальности! Зачем одевать маску, ведь все равно все знают нас реальных! При хорошем стечении обстоятельств все три я одинаковы – это говорит о гармонии с собой со своим телом и мыслями.


Фото: Мартынова наталья.