Блог

Техника «16 слов»

Поможет разобраться в истоках проблемы и найти решение.


Лучше всего упражнение выполнять в тихом помещении, где можно побыть наедине со своими мыслями и чувствами.


Возьмите чистый лист бумаги формата А4 и сосредоточьтесь на проблеме, которая волнует вас на данный момент. Подумайте о том, что вас тревожит и, обращаясь к своему бессознательному, спросите его что является причиной данной проблемы (тревоги, чувства и т.д.) Тщательно погрузитесь в это. Можете ненадолго закрыть глаза.


Лист бумаги расположите горизонтально. В столбик напишите цифры от 1 до 16 (можете также поставить галочки или крупные точки). А теперь, не задумываясь напишите напротив каждой цифры или галочки первые 16 слов, которые приходят вам в голову. Пишите все, даже если эти слова кажутся вам совершенно абсурдными. Главное условие – это должны быть существительные.


Теперь переходим к самому интересному!


Объедините слова в пары, обведя их в кружок. Первое со вторым, третье с четвертым и т.д. В итоге у вас должно получиться 8 пар слов.

Затем к каждой паре также не задумываясь подберите ассоциацию, то слово, которое по-вашему может их объединять по смыслу. Не нужно искать какую-то «правильную» аналогию, опирайтесь только на ваши чувства. Здесь нет правильных ответов, пишите то, что первым приходит на ум.


У вас получилось 8 слов.


А теперь проделайте тоже самое с оставшимися словами, пока в итоге вы не получите одно ключевое слово.

Если же какое-то слово вы не можете никак объединить одним общим, но в голову приходит какое-либо словосочетание, то допускается использовать и сочетание слов.


Когда вы проделаете всю работу, обратите внимание на последнее полученное в итоге слово, а также на те два из которых оно образовалось. Так вы лучше поймете причину своей проблемы.

Проанализируйте результат.


Какое слово в итоге получилось?

Что вы чувствуете произнося его?

Какой смысл обрело это слово применительно к контексту вашей проблемы?

Из каких слов оно получилось?

Какой вы видите выход из ситуации в свете того ответа, который вы получили на ваш вопрос?


Также подобное упражнение можно выполнить еще раз на обратной стороне листа, в том случае, если вам потребуется дополнительная информация из подсознания о том, КАК найти выход из сложившейся ситуации.

О работе с образами в психотерапии

В настоящее время существует очень много направлений психотерапии. Я в работе использую арт-терапию, телесно-ориентированную психотерапию, работу с образами и символами, эриксоновский гипноз, генеративные трансы, кинезиологию. Получается некий интегрированный подход к решению различных задач. Чтобы было более понятно, как работают эти виды психотерапии постепенно буду рассказывать о каждом из направлении. Сегодня хочу рассказать о работе с образами и символами. Техники работы с образами я начала использовать очень давно, задолго до того, как узнала, что существует эмоционально-образная терапия (ЭОТ), автором которой является Николай Дмитриевич Линде.


Главная идея этого метода состоит в том, что любые эмоциональные состояния человека (а моя практика показыаает, что не только эмоциональные состояния, но и любые ощущения в теле), могут быть выражены через образ (зрительный, звуковой или кинестетический), а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет изменить негативное эмоциональное состояние или ощущение в теле в нейтральное или позитивное.


Почему образы?


"...Причины наших проблем и негативных состояний хранятся глубоко в бессознательном. Языком бессознательного являются образы. Поэтому именно образы открывают самый быстрый путь в наше бессознательное. Работу с образами используют разные направления психотерапии (психоанализ, гештальт-терапия, арт-терапия, символдрама и др.) В ЭОТ с образами работают так, будто они являются живыми персонажами.

На консультации я прошу клиента представить чувство, ощущение, которое он испытывает или проблему, с которой он столкнулся, в виде спонтанно возникшего образа.


Например:


Гнев часто предстаёт в виде бушующего огня, вулкана или смерча.


Обида может выглядеть как камень, бетонная плита или тяжёлый кирпич.


Тревожность и страх часто выглядят как всевозможные сгустки и облака тумана или дыма.


Зависимость - как верёвка или цепь.


В виде образа можно представить любое чувство, телесный симптом, болезнь.


Значения образов, их проявлений - это не застывшее знание, а живой процесс. Все образы, которые видит клиент, относятся исключительно к его внутреннему миру. Поэтому, даже понимая значение образа, терапевт через диалог с образом каждый раз проясняет его значение для данного конкретного клиента.


Как выглядит образ?
Как он себя ведёт?
Что он делает для клиента?
Что это даёт?


Эти и другие подобные вопросы помогают терапевту понять значение образа, а через него и первопричины возникновения психологических трудностей. В этом понимании терапевту помогает сам клиент. Он идентифицируется с образом, отвечает на вопросы от его имени, постепенно раскрывая символическое значение образа. Понимание образов служит руководством для последующей работы с ними..."


Чуть позже опишу случаи из своей практики. А пока пример из практики коллег:


"...- На что похоже Ваше состояние?

- На черный шар в груди. Он весь заполнен чернотой. И шар этот никак не может открыться, и черная масса никак из него не может выйти.

- Что этот шар делает для Вас?

- Ничего хорошего. Наоборот, он делает только хуже.

- Зачем это нужно?

- Чтобы постоянно напоминать, что я плохая, у меня ужасный характер и я никому не нужна… Этот шар очень неприятен мне и я очень хочу от него поскорее избавиться.


Образы не только анализируются, но и проводится их трансформация, изменение. Через изменение образов происходит изменение психологического состояния клиента: стихает гнев, уходит годами копившаяся обида, снимается напряжение, отступает боль. Происходит это потому, что, работая с образами, клиент, на самом деле, работает со своим внутренним миром. В работу включаются реальные внутренние силы человека.


Пример из практики (продолжение):


- Скажите, пожалуйста, этому шару: Я не буду от тебя отказываться, не буду тебя подавлять. Я разрешаю тебе выразить все чувства, которые внутри тебя заключены. Что тогда происходит с образом шара?

- Ой... он раскололся… почему-то начала бушевать сильная гроза… грохот… молнии… ливень… такое ощущение, что всё вокруг смешалось…

- Разрешите бушевать этой буре столько, сколько ей нужно. Наблюдайте, что происходит?

- Постепенно гроза стихает, дождь останавливается и выходит солнышко…! И шара в груди больше нет! Мне становится легче дышать!


Главное, что лежит в основе данных техник – доброе отношение к образам, возникшим у клиента: принятие, поддержка, выражение любви и заботы. Также очень эффективно прекращение деструктивных действий: перестать ломать, ругать, критиковать, отвергать, наказывать. Ведь в жизни человек обычно поступает наоборот: он отвергает, критикует, наказывает себя так, как это когда-то делали его родители. И задача эмоционально-образного терапевта помочь клиенту приобрести опыт любви и бережного отношения к себе самому."

Рисуем свой страх и себя рядом с ним

Эта техника позволяет проработать на бессознательном уровне достаточно сильный страх. Она может быть особенно полезна для работы с маленькими детьми, которые чего-то бояться. Для её выполнения потребуется: чистый лист бумаги и цветные карандаши или краски.

В этой технике нужно выбрать страх, который больше всего Вас (или Вашего ребенка) беспокоит, и изобразить его на бумаге. А также рядом со страхом изобразить (конечно, в упрощенной форме) самого себя. Для этого Вам помогут следующие вопросы:

Если бы мой страх можно было выразить на бумаге, на что он был бы похож?

Каким образом можно изобразить мой страх на бумаге?

Где нахожусь я по отношению к своему страху?

После того, как Вы (или Ваш ребенок) нарисуете (нарисует) свой страх, внимательно взгляните на рисунок. Проанализируйте его. Для этого Вам помогут следующие вопросы:

Какие из деталей рисунка самые страшные?

Что можно сделать с ними, чтобы они не были такими страшными?

Как нужно изменить рисунок, чтобы из страшного он превратился в обычный или даже смешной?

Если бы мой страх уменьшился до крохотного размера, каким бы стал я на этом рисунке? И где бы тогда по отношению ко мне находился бы этот страх?

Отвечая на вопросы, Вам (или Вашему ребенку) следует изменять детали рисунка: что-то подрисовать, что-то подправить и пр. После того, как Вы измените рисунок и, осознаете, как Ваш страх значительно уменьшился, изобразите его на другом рисунке. И рядом с ним себя.

Обратите внимание. После того как Вы (или Ваш ребёнок) изобразите свой страх на втором рисунке и рядом с ним себя самого, насколько Вы больше стали по сравнению со своим страхом. А страх, напротив, стал намного меньше. И как изменилось его расположение на рисунке по отношению к изображению Вас (или Вашего ребёнка)?

Танцуем страх...

Эта техника весьма необычна. Необычна в том смысле, что вся работа со страхом проводится в танце. Однако она позволяет проработать страх на телесном уровне. Что является весьма эффективным способом, поскольку позволяет избавиться от «мышечной памяти» страха, запечатлённой в теле. Для её работы потребуется уединение и сосредоточение на ощущениях своего тела во время танца.


Если бы Вам потребовалось станцевать свой страх, то каким мог бы быть этот танец?

Попробуйте выразить свой страх в танце. И танцуя его, заостряйте Ваше внимание на ощущениях в теле.

Что Вы чувствуете, когда танцуете свой страх?

Что происходит с Вашим дыханием?

Сердцебиением?

Мышцами живота, рук, ног, лица?


Танцуйте свой страх в течение минуты-двух и концентрируйте своё внимание на ощущениях в теле. А теперь представьте себе, что Вы избавились от своего страха.


Как бы тогда изменился Ваш танец?

Станцуйте теперь танец, который выразит Ваше бесстрашие перед тем страхом, который был у Вас прежде.

Что изменилось теперь?

Какие ощущения в теле Вы испытываете теперь, когда танцуете себя смелого?

Как изменилось Ваше дыхание?

Сердцебиение?

Ощущения в мышцах живота, рук, ног, лица?

Танцуйте своё бесстрашие перед прежним страхом в течение минуты-двух, заостряя внимание на ощущениях в теле.


После того, как Вы потанцуете свою смелость, то невольно заметите, как значительно уменьшился Ваш прежний страх. Причём изменения произойдут практически сразу. Вы их заметите по ощущениям в теле.


Конечно, потребуется еще некоторое время для того, чтобы сформировались нейронные связи в мозге, в которых хранилась ментальная информация о Вашем страхе. Однако совсем скоро в один прекрасный момент Вы заметите, что от прежнего страха не осталось и следа.


Простые методики, помогающие выйти из состояния паники, облегчить приступ страха.

1. Дыхание


Эффективность дыхательных упражнений в нормализации психологических состояний и одновременно легкость их использования позволяет применять их в любых условиях. Безусловно, дыхательные упражнения лучше проводить под спокойную расслабляющую музыку, но если этой возможности нет, желательно просто соблюдать тишину. Еще одним плюсом дыхательных упражнений является возможность использовать их для массовых занятий, не только в условиях групповой психотерапии, а для больших залов.


Цветное дыхание.


Закройте глаза. Начинайте дышать, слушая мои слова. Вдох-выдох. Вдох-выдох. Дыхание становится ровным и глубоким. Вдох-выдох. На вдохе Вы чувствуете легкий холодок. Свежий воздух заполняет Ваши легкие. Вдох-выдох. Вы замечаете на вдохе, что воздух, который Вы вдыхаете, окрашен в Ваш любимый цвет. Вдох-выдох. А воздух, выходящий на выдохе, окрашен в самый нелюбимый цвет. Вдох-выдох. Вы вдыхаете свежий и красивый цветной воздух, а выдыхаете вместе с некрасивым цветом свое горе. Вдох - Вы получаете энергию. Выдох - выдыхаете горе, страх, печаль..... и т.д.

Затем возвращайтесь к обычному дыханию. Посидите немного с закрытыми глазами. Почувствуйте свое тело. Откройте глаза.


Дыхание на счет.


Закройте глаза. Начинайте дышать, слушая мои слова. Вдох-выдох. Вдох-выдох. Дыхание становится ровным и глубоким. Вдох-выдох. Дыхание все глубже. Между вдохом и выдохом делайте небольшую задержку дыхания. Начинайте считать. Считая до 5 делайте вдох, на два счета делайте задержку дыхания, затем медленно выдыхайте, также считая до 5. Вдох (1-2-3-4-5-), пауза (1-2), выдох (1-2-3-4-5). На выдохе почувствуйте, как Ваш страх потихоньку сползает вниз. По спине, по бедрам он уходит в колени, затем в стопы, и через пятки выливается на землю. Вдох-пауза-выдох. На выдохе страх стекает вниз и уходит в землю. Земля впитывает его, как воду. Вдох-пауза-выдох. И т.д.

Затем возвращайтесь к обычному дыханию. Посидите немного с закрытыми глазами. Почувствуйте свое тело. Откройте глаза.


Дыхание со звуком.


Это упражнение лучше проводить наедине.

Закройте глаза. Начинайте дышать, слушая мои слова. Вдох-выдох. Вдох-выдох. Дыхание становится все глубже. Вдох-выдох. Вдыхайте носом, выдыхайте ртом. Вдох-выдох. На выдохе включите голос. Возможно, это будет похоже на стон. Не пугайтесь. Вдох тихий. Выдох с голосом. Вдох тихий. Выдох с голосом. Не бойтесь звука. Отпустите голос вместе с выдохом. Вдох-выдох. (5-10 раз). Затем возвращайтесь к обычному дыханию. Посидите немного с закрытыми глазами. Почувствуйте свое тело. Откройте глаза.


2. Медитации


Вводная часть для всех медитаций:


Сядьте поудобнее, ноги поставьте устойчиво на пол. Отпустите напряжение, которое есть в теле. Возможно, вам захочется закрыть глаза или остановить взгляд на каком-то одном месте, например, на полу. А теперь не спеша сконцентрируйтесь на ощущениях тела, постарайтесь прочувствовать целиком все тело. Для начала сконцентрируйтесь на ногах, почувствуйте, как ноги прочно стоят на полу. И просто внутренним взором пройдитесь по ступням, щиколоткам, вверх по ногам до колена. Дальше внутренним взглядом проводим от колена до бедер по обеим ногам. Если вы ощущаете какое-то сопротивление, отпускайте его, расслабляйте это место в ногах. Почувствуйте, как вы сидите плотно на стуле. Почувствуйте, как стул заботливо поддерживает вас. Отпустите любое напряжение, которое есть в бедрах и пояснице. Внутренним взглядом обратитесь к спине, почувствуйте спину и плечи. Пройдите внутренним взглядом по рукам: кисти, верхняя часть предплечья, локти, плечи. Любое напряжение, которое встречается на пути, отпускайте. Теперь почувствуйте шею. Заднюю поверхность шеи, затылок. Теперь с затылка перейдите на лицо, и почувствуйте, как растворяется любое напряжение, которое есть в мышцах лба, вокруг глаз, виски, все это отпускаем.


Медитация "Гора"


Теперь почувствуйте, как вы сидите в этой комнате, на этом стуле, как вы расслаблены. Представьте, что вы гора. Вы – гора. Вы чувствуете, как плотно, как неподвижно вы сидите, как гора. И как и любая гора, вы подвергаетесь воздействию разных погодных условий. Могут приходить разные мысли, разные чувства. Это может быть радость, это может быть боль. Гора просто наблюдает. И отпускает. Все это просто проходит мимо… И так же, как и гора неизменна в своей плотности, тяжести, устойчивости, вы, подобно горе, можете быть так же устойчивы, можете оставаться здесь и сейчас. Будучи горой, вы можете наблюдать за прошлым, наблюдать за будущим… Время просто проходит мимо, подобно облакам. Как облака на верхушке горы. Они никак не влияют на эту гору, они ничего не могут сделать. И какая бы мысль, какое бы чувство не отвлекали вас от этого ощущения устойчивости – ничего страшного не происходит. Вы просто возвращаетесь внутренним взглядом и внутренним ощущением к ощущению себя горой. Будьте добры по отношению к себе. Вы гора, которая ощущает себя и мир нормальным. Все идет своим чередом. Все впродярке. Почувствуйте, насколько вы устойчивы в этой связи с настоящим, с этим ощущением себя здесь и сейчас. Именно эта связь с «здесь и сейчас» поддерживает вашу устойчивость. (пауза на 3-5 минут)


Очень медленно отпустите этот образ горы. Вы в своем собственном теле. В своем темпе, не торопясь, комфортно, возвращайтесь в эту комнату. Возможно, вам захочется, вздохнуть поглубже, подвигаться немножко, растянуть мышцы, оглянуться, посмотреть на других.

И помните, каким бы ни был этот опыт, он нормален и хорош.


Медитация "Кораблик"


Вы берете лист бумаги и пишите на нем о своих страхах, горе, печалях. Пишите старательным разборчивым почерком. Как в школе. Пишите внимательно. (Пауза). Проверьте, возможно, Вам захочется дописать еще что-то. Допишите. А теперь сложите из бумаги кораблик. Вы выходите на берег реки, подходите к воде и отпускаете кораблик на волны. Сначала он колышется у самого берега. Волна то поднимает, то опускает его. Кораблик качается, на волнах играю солнечные блики. Но вот потихоньку волна относит кораблик от берега. Он уплывает от Вас и Вы отпускаете его. Все дальше и дальше. Вы уже не можете различить буквы на его борту. Еще одна волна набегает на берег. Еще дальше отплывает от берега кораблик. Все дальше и дальше. Вот он уже едва различим. И вот он скрылся за горизонтом, унося Ваши страхи, обиды, горе. Помашите ему рукой. Кораблик уплыл. Уплыли страхи. Уплыли обиды. Уплыло горе. Сделайте глубокий вдох. Выдох. Мысленно попрощайтесь с ним. Еще один вдох. Выдох. Вы в своем собственном теле. В своем темпе, не торопясь, комфортно, возвращайтесь в эту комнату. Почувствуйте свои руки и ноги, вернитесь к ощущениям тела. Возможно, вам захочется, вздохнуть поглубже, подвигаться немножко, растянуть мышцы, оглянуться, посмотреть на других.


3. Элементы психодрамы по работе с горем и гневом.


Эти методики целесообразно использовать в случае длительного оказания психологической помощи и при установлении раппорта с человеком или с группой


Гнев.


Психолог просит клиента нарисовать на ладони изображение человека, на которого обращен гнев. Вытянув руку и обращаясь к ладони, клиент может прокричать все свои чувства к обидчику (врагу, насильнику).


Горе. Данный метод более эффективен при групповой работе.


Психолог берет мешок и предлагает всем положить в него свое горе, страх, печаль. За один раз в мешок кладут что-то одно. Можно попросить группу озвучивать, что каждый кладет в этот мешок. Обойти группу с мешком можно несколько раз. Мешок потом пообещать сжечь, закопать, утопить...


4. Работа с травмирующими воспоминаниями.


Тяжелые воспоминания часто усиливают депрессивное состояние. Для работы с ними мы предлагаем следующие приемы.


«Фотоальбом»


Сцену из прошлого можно представить в виде фотоснимка. Эту фотографию можно поместить в воображаемый фотоальбом и убрать его на полку.


«Видеопрограмма»


В руках у Вас пульт от телевизора. Идет фильм про Вашу жизнь. Вы можете включить ускоренную перемотку, нажать на паузу, включить повтор. Вы даже можете стереть тяжелый сцены и оставить только хорошие и приятные воспоминания.

Перечисленные методики и приемы позволяют быстро облегчить психологическое состояние, помочь человеку восстановиться, сохранить энергию и направить ее на исцеление и адаптацию.

Что такое зажимы нижней челюсти

Автор: Марина Корельская


Как часто вам приходится встречать людей с хорошей дикцией? Что отличает их от других? Как правило, это люди, уверенные в себе и в своих словах. Говоря четко и ясно, они транслируют уважение не только к себе, но и к своему собеседнику. Отчетливая речь притягивает внимание слушателей и убеждает. Абсолютно свободное состояние мышц речевого аппарата, без напряжений и зажимов, помогает оратору даже при очень тихом звучании голоса быть услышанным и понятым.


Мышечная свобода артикуляционных органов людей с хорошей дикцией – это результат постоянной работы

.

К сожалению, отсутствие этой самой мышечной свободы периодически наблюдаю как во время проведения тренингов, так и во время индивидуального консультирования.


Известно, что хорошая дикция требует согласованной и четкой работы всех органов артикуляции. Малоподвижность любого из них влечет за собой неясность и невнятность произношения. Очень часто это происходит при наличии у человека зажимов нижней челюсти.


Что такое зажимы нижней челюсти?


Начнем с того, что челюсти – это самые крупные кости лицевого черепа.


Верхняя челюсть неподвижно соединяется с другими костями черепа и является местом прикрепления большинства мимических мышц.
Нижняя челюсть подвижная, она соединена с височными костями черепа. Благодаря работе височно-нижнечелюстных суставов происходит опускание и поднимание нижней челюсти, смещение ее влево-вправо или вперед-назад.


Челюсти – это важнейший анатомический компонент жевательного и речевого аппарата. И активность работы жевательного и речевого аппарата во многом зависит от развития мышц нижней челюсти.


ЗАЖИМЫ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ


Зажимы – это скрытые напряжения мышц. Откуда же берутся зажимы?

Давайте вспомним о реакции на внешние раздражители наших далеких предков. Увидел добычу – догоняй, напал враг – сражайся, появилась опасность – беги…..


Их реакция – немедленное действие без лишних размышлений. Стрессовая ситуация спровоцировала мышечное напряжение, которое сразу же вылилось в действие.


Но разве у нас всегда есть возможность осуществить немедленную реакцию? Предположим, вас сильно обидели в общественном месте, и очень хочется ударить своего обидчика. Вы сжали пальцы в кулак, стиснули зубы…. Но станете ли вы драться? Скорее всего, обидчик уйдет, а ваши сжатые пальцы и стиснутые челюсти так и останутся в напряженном состоянии.


Если нет возможности осуществить немедленное действие, то и не будет разрядки возникшего внутреннего напряжения. В результате, остается мышечный зажим. Сначала он очень незначительный и со временем проходящий. Но если стрессовые ситуации постоянные, то такое напряжение копится и возникает стойкий зажим какой-либо группы мышц.


Большинству из нас приходилось кормить своих детей или быть свидетелями того, как кормят малыша. Что делает ребенок, когда не желает принимать пищу? Он стискивает зубы, плотно сжимает губы и начинает всячески демонстрировать свое нежелание. Чем чаще ко рту малыша подносят ложку, тем крепче он его сжимает.


Заботясь о том, чтобы ребенок был сытым и, насильно впихивая в рот малыша пищу, многие даже не осознают, что тем самым целенаправленно вызывают у детей напряжение мышц нижней челюсти, что в последствии приводит к ее зажиму.


Нижняя челюсть как прочно захлопнутая дверь не позволяет ничему снаружи проникнуть внутрь нашего организма.


А теперь давайте вспомним, как мы в большинстве случаев реагируем на боль, гнев и прочее. Нам хочется кричать, а мы сжимаем челюсти, скрипим зубами. Кстати, помните о древнем наркозе – палка или кусок ткани в зубах у больного для сдерживания крика?


Опять нижняя челюсть как запорный механизм не дает выйти наружу нежелательным внутренним импульсам.


Зажимы нижней челюсти в большей или меньшей степени есть практически у каждого из нас. Они не дают свободно открываться рту, а это сдавливает и приглушает звуки. Возможно, вам знакома картина, когда оратор говорит, но нижняя челюсть его практически не опускается, а едва раскрытые губы вяло шевелятся, создавая у слушателей ощущение, что выступающий говорит сам с собой.


Помимо этого, зажимы нижней челюсти создают излишнее напряжение для языка, что в свою очередь отрицательно влияет на четкость произношения.


СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ЗАЖИМОВ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ


Подушечками пальцев обеих рук прощупайте желваки на скулах напротив ушных отверстий. Если эта процедура вызывает болезненные ощущения, то это свидетельствует о наличии напряжения мышц нижней челюсти.


Нерезко откройте рот как можно шире. Если вы чувствуете ограничение движений, то это свидетельствует о наличии зажимов нижней челюсти.


Напряжение мышц нижней челюсти очень часто обнаруживается и при посещении стоматолога.


Если вы во сне нередко «скрипите зубами», это так же свидетельствует о перенапряжении мышц нижней челюсти.


✔️Случай из практики

✔️Истории, которые помогают жить. "Я снова хожу и говорю"

✔️Встреча с непрожитым детским горе. История вчерашнего дня


Дополнительный материал:


✔️Обучение антистрессовой технике Резет

✔️Резет для детей

✔️Как ВНЧС влияет на наше тело?

✔️Метод Резет - баланс клиновидной кости

✔️Долгожданное обучение антистрессовой технике RESET и практика, Адлер, февраль, 2022.

✔️Признаки, которые могут указывать на дисфункцию ВНЧС

✔️Причины сбоя в височно-нижнечелюстном суставе (ВНЧС)

✔️Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава и другие причины боли в лице: первая международная классификация и новые подходы к терапии

✔️Да...У этих ребят явные проблемы с ВНЧС

✔️ВНЧС: Как изменения в области одного органа вызывает каскад реакций во всем теле. Дисфункция ВНЧС.

✔️Что такое зажимы нижней челюсти

Куклы в психотерапии

По материалам статьи Виклюнд Оса "Исследование «Куклы в психотерапии»"

Цель исследования - выявление того, как в настоящее время куклы используются терапевтами и могут ли куклы быть полезным инструментом психотерапии в будущем. Исследование основано на результатах опроса на английском языке. Опросник позволил получить как количественную, так и качественную информацию.

33 участника из 11 стран ответили на вопросы. Результаты показали, что выбор кукол как инструмента терапии широко распространен. В работе с детьми чаще всего используются перчаточные куклы. Шесть главных тем были обнаружены в результате анализа: проективная, символическая, отношенческая, чувственная, побуждающая, трансформационная.

Согласно результатам, большинству клиентов рассматриваемый метод подходит, особенно детям. Результаты также показывают, что кукол нужно применять с осторожностью в работе с теми, кого куклы пугают, и с клиентами, имеющими тяжелые психические заболевания. Противоречивая информация получена по применению кукол в работе с застенчивыми клиентами. Кроме того, на успех использования влияют и индивидуальные характеристики клиентов. Так, вовлечь клиентов в куклотерапию позволяют их любознательность, игривость, креативность, принятие. Наименьшую пользу получат клиенты ригидные, неспособные к игре, заторможенные, имеющие жесткую когнитивную направленность, негативное отношение к куклам. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что куклы могут быть полезным инструментом психотерапии.

Терапевтическое использование кукол.

Кукла долгое время служит мостом, ведущим к большей интеграции и независимости. Она становится символом собственной жизни. R. Bromfield пишет: «В наиболее общем смысле игра с куклой придает конфликтам материальную форму через символическое действие… Помогая настоящим людям, куклы позволяют ребенку переносить чувства с определенных персон, с которыми он реально связан. При этом, куклы предлагают физическую и психологическую безопасность, которая приводит к большему самовыражению.


Например, ребенок может выразить агрессию и любовь посредством куклы без риска быть реально отвергнутым или наказанным». Проецируя или замещая, вытесняя, клиент может работать с собственными конфликтами. Внешний объект служит для отреагирования и исследования эмоций.


В середине 30-х годов прошлого столетия Л. Бендер и А. Уолтман использовали кукол в детской психиатрической клинике Нью-Йорка. Их статьи - первые из существующих описаний кукол в психотерапии. Они использовали петрушечных кукол в рамках психоаналитического подхода для показа кукольных спектаклей детям и их обсуждения. Куклы многократно использовались многими после этого, среди прочего, в оценке, а также в индивидуальной терапии, работе с семьей, кризисными состояниями, консультировании школьных групп, лечении травм и психических заболеваний. Сегодня в немецкоговорящих странах развивается специальный «определяемый детьми» метод, основанный на психологии К.-Г. Юнга. Кукольник и терапевт из Швейцарии К. Вютрих вместе с немецким психологом Г. Гауда являются родоначальниками этого подхода.


Однако, как уже указывалось выше, эта область относительно мала и неразвита по сравнению с другими подходами терапии искусством. Е. Ирвин поддерживает это положение, написав в 2002 году: «Парадоксально, но среди наиболее ценных игровых материалов наименее понятными и используемыми являются куклы. Разнообразные куклы включены в оснащение большинства игровых комнат, но терапевты обычно мало знают об их использовании и поэтому часто не имеют успеха в исследовании их потенциала». Эти слова вдохновляют на дальнейшие исследования терапевтического значения кукол.

Цели и научные вопросы


Цель данного исследования – понять, как куклы используются терапевтами в настоящее время и изучить, если и как они могут быть полезным инструментом психотерапии в будущем.


Вопросы, на которые мы искали ответы:


Могут ли куклы быть полезным инструментом в психотерапии?
Как и кому куклы полезны в терапии?


Метод


Данное исследование основано на интернет-опросе, включающем качественную и количественную информацию. Опросник предлагался на английском языке. В исследовании приняли участие терапевты с различной базовой профессиональной подготовкой. Прозрачность и надежность результатов были задачами всей работы.


В исследовании приняли участие 33 специалиста из 11 стран. Страны, откуда были получены ответы, даны в убывающем порядке: Германия (n=15), США (n=4), Великобритания (n=3), Россия (n=2), Швеция (n=2), Швейцария (n=2), Австрия (n=1), Франция (n=1), Греция (n=1), Ирландия (n=1), Люксембург (n=1). Наибольшая группа участников (n=18) представляет немецкоговорящие страны, включая Германию, Швейцарию и Австрию. 24 участника – женщины, 4 – мужчины, 5 участников не указали в анкетах свой пол. Профессиональная подготовка участников различна: 6 из них психологи, 6 – психотерапевты, 8 человек имеют степень бакалавра, 10 – магистерскую степень, 3 являются докторами философии и 1 человек имеет постоянную степень доктора. Некоторые участники не имеют какую-либо из упомянутых степеней, но имеют другие, например, в арт-терапии, драматерапии, юнгианской психологии, трудотерапии или куклотерапии. 22 респондента работают более 10 лет, 7 – от 5 до 10 лет, остальные – меньше. Это означает, что 29 участников исследования имеют опыт работы более 5 лет. 24 респондента расценивают свою удовлетворенность от использования кукол (по сравнению с другими терапевтическими инструментами) как высокую, 8 человек ставят их на второе место. Остальные результаты могут быть разделены на количественные и качественные.


Результаты показывают, что участники, в основном, работают с детьми, чаще всего - индивидуально. Часто клиентам предлагается 10 и более сессий. Один респондент предлагает 1 сессию в неделю на протяжении 1 – 3 лет. Трудности клиентов, с которыми работают участники исследований, - это кризис или травма (n=25), социальные или коммуникационные проблемы (n=24), психологические (n=22), соматические или психосоматические (n=12), психиатрические (n=10). Места работы терапевтов простираются от частной практики (n=16), образовательной системы (n=12) и социальной службы (n=6) до психиатрических клиник (n=7) и больниц (n=3). Оплату за терапию вносят сами клиенты (n=18), общинные (муниципальные) учреждения (n=14), страховая компания (n=10), добровольное страхование (n=9) и ассоциации (n=2).


Краткое изложение


Результаты показывают, что 33 участника наиболее часто используют клиент-центрированный, юнгианский подход, игровую терапию и большинство из них проживает в Германии. Терапевты все хорошо подготовлены. Лечение чаще всего проводится индивидуально с детьми для решения следующих трудностей – кризис, травма, коммуникационные или психологические. Наиболее общими являются частная практика и образовательные учреждения, и таким образом оплата труда чаще поступает от клиентов или общинных (муниципальных) учреждений. Что касается кукольных интервенций, игра куклами применяется чаще, чем изготовление кукол, но различия здесь относительно небольшие. В общем, используется широкий ассортимент кукол – как по количеству, так и по характеристикам. Исключение составляют куклы, различающиеся по типу манипулирования. Значительно чаще, чем другие, используются петрушечные куклы. Немного больше участников исследования применяют кукол на всех сессиях, при этом предлагается более 10 сессий.


Качественная информация


Информация была разделена на 6 измерений согласно тематическому анализу. Эти измерения: проективное, символическое, отношенческое, чувственное, побуждающее, трансформационное. Символическое и чувственное измерения упоминаются в анкетах чаще всего. Далее приведена цитата одного из участников, демонстрирующая включение нескольких измерений: «Куклы предлагают более быстрый путь обращения к внутренней жизни, чем просто слова или даже другие арт-процессы, такие как рисование или живопись. Оживление кукол ведет к оживлению внутренней жизни и усиливает взаимодействие с терапевтом или членами группы».
Измерения вместе с результатами метода куклотерапии, преимущества / недостатки и ответ на вопрос «Кому подходит метод?» представлены ниже.


Проективный аспект


Проективные аспекты терапевтического использования кукол включают в себя проецирование внутренней жизни на куклу, защищенность чувств куклой, вовлечение в безопасную ситуацию, перенос на куклу, а не на терапевта, а также движение на мета-уровень – дистанцирование, – где взгляд на трудности с расстояния может привести к озарению. Ментализация также может быть включена в этот аспект. Приведем примеры из ответов участников исследования: «Куклы представляют клиента во всех его проявлениях – мыслях, чувствах…; моя кукла представляет часть меня, которую я не отваживаюсь проявить в реальной жизни…; Куклы дают дополнительную защиту при рассказывании истории свое жизни; Способность изменить ситуацию – безопасна…; Куклы как мощный защищающий инструмент позволяют детям говорить легко и свободно о различных аспектах своей жизни…; Кукла может быть оживлена, и затем стать экраном для проецирования эмоций, проблем, тревог…; …(они предлагают) способность смотреть на себя и ситуацию с другой стороны…; С куклой у клиента есть возможность увидеть его проблемы с другой перспективы».


Символический аспект


Символический аспект относится к невербальным и бессознательным аспектам терапевтического использования кукол. Объект представляет нечто большее, чем самого себя. Данный аспект мультислойный и содержит противоречия. Оно также содержит в себе соединение невербального и вербального. Приведем примеры из ответов терапевтов: «работая с их внутренними конфликтами на символическом уровне…; Разрешение бессознательному говорить посредством куклы символическим языком…; намного легче «говорить» без слов о внутренних процессах…; ребенок может рассказать о своих бессознательных проблемах прямо, вы можете работать с неговорящими детьми или с детьми с интеллектуальными нарушениями».


Отношенческий аспект


Buber сказал: «Вся актуальная жизнь – это неожиданная встреча». Соединение этих слов со словами Я. Морено, упоминавшимися выше («… затем я буду смотреть на тебя твоими глазами, а ты будешь смотреть на меня моими»), предлагает содержание рассматриваемого измерения. Позитивное социальное взаимодействие включено так же, как конфликт и решение проблем. «Отношенческий» может иметь связь с отношением терапевта, другой группы или членов семьи и с отношением к кукле. Отношение к кукле часто может быть переведено на наше отношение к нашей собственной внутренней жизни. Примеры этого измерения в ответах участников исследования: «Общая игра детей и их родителей. Функциональное и социально-эмоциональное решение проблем…; социальная адаптация, коммуникация с другими…; взаимодействие детей и родителей…; ребенок может увидеть / почувствовать / говорить с частью себя».


Чувственный аспект


Радость, гнев, стыд и грусть, интерес и участие – чувства, включенные в рассматриваемый аспект. Работа в этом измерении может быть в контакте с эмоциями, идентификацией эмоций так же, как и регулированием их. Примерами из ответов могут служить следующие: «куклы обращаются к большинству детей, и они выражают свои эмоции так, как не смогли бы выразить словами…; игра кукол – хорошая возможность и опора для детей, чтобы выразить свои чувства…; …Диссоциация со своими чувствами…; … куклы позволяют ребенку более открыто выразить чувства, как ярость, которые не так легко выразить…; Это прямой путь к чувствованию себя! Даже дети с аутизмом или подростки способны начать осознавать свои чувства и выражать их – через кукол…; … им не нужно проявлять свои чувства и опыт, как в ролевой игре. Куклы делают это «для них». Последняя цитата – сравнение с драматерапией.


Побуждающий аспект


Побуждающие аспекты терапевтического применения кукол включают работу с самооценкой, чувством собственного достоинства, уверенностью в своих силах, образом «Я» и защитными механизмами (копинг-стратегиями). Работа с этими характеристиками пациентов укрепляет их. Несколько примеров: «Они чувствуют большую уверенность в себе и становятся более уверенными в себе…; развитие чувства собственного достоинства…; коррекция образа «Я», поиск персональных ресурсов…; Ключ – понимание собственного образа; участник может почувствовать воодушевление и опыт новых идей о себе».


Трансформационный аспект


Трансформационный аспект содержит изменения. В этом смысле, это всегда часть терапии, – не имеет значение, в психотерапевтическом или креативном подходах. Это можно увидеть в широком спектре терапевтических процессов, простирающихся от самоисследования и повторения в ролевой игре до исцеления и интеграции травматического опыта. Несколько примеров из опросника: «Играя с куклами, дети чувствуют поддержку своих попыток действовать и вести себя по-другому…; Используя кукол, клиенты идут в то место, где они «я и не я» одновременно, что способствует самоисследованию…; Я поддерживаю детей в процессе преодоления их отношений и расстройств привязанности и психических травм».


Методы куклотерапии


По меньшей мере, 18 участников описывают метод, сходный с одним из упоминавшихся ранее, основанным на работах К. Вютриха и Г. Гауда. Клиент – чаще ребенок – выбирает три опорных / символических объекта, затем три петрушечных куклы и после этого решает, какие роли будут разыграны терапевтом и клиентом. Сценическое оформление доски (возможно, адаптированной высоты) также включено в работу, например, используя шали, платки разного цвета.
Клиент играет его /ее историю, а терапевт ассистирует. Этот подход называется юнгианским и включает архетипических кукол. Другие примеры описанных методов: работа с готовыми куклами - «приятелями», использование куклы – доктора, прописывающего песни при плохом настроении, изготовление кукол из полимерной глины, папье-маше, дерева, ткани, смешанных и вторичных материалов, применение рассказывания историй. Вот слова одного из участников: «Дети пишут историю о герое, имеющем дело с проблемой. Затем придумывают и делают кукол для разыгрывания истории. В этом процессе мы вместе размышляем о различных копинг-стратегиях, позволяющих найти решение».
И в заключение, участник утверждает, что не является полезным в этих вмешательствах: «Они получают пользу в наименьшей степени, только изготавливая кукол и не играя с ними, или только играя с готовыми куклами без изготовления некоторых из них». Это предполагает, что завершенный процесс от изготовления куклы до игры с нею является жизненно важным.


Возраст клиентов, диагнозы и трудности


Многие респонденты называют детей как группу, получающую наибольшую выгоду от применения куклотерапии, некоторые указывают возраст 3 и выше, а также до достижения подросткового или юношеского возраста: «Я нахожу, что люди всех возрастов могут получить значительную выгоду от куклотерапии. Для детей от 3 до 8 лет, однако, это очень полезный метод для самовыражения…». Другой участник утверждает, что с «детьми (4 – 6 лет) часто необходимо вовлекать телесный опыт…». Однако, некоторые недвусмысленно говорят, что метод годится и для взрослых тоже, другие признают, что куклотерапия – для всех возрастов: «В любом возрасте – от детей до стариков на пороге смерти». Что касается диагнозов и трудностей, то куклотерапия наилучшим образом подходит для «детей с неуверенностью в себе и низкой самооценкой, агрессивных детей, детей, нуждающихся осознать сложности в их жизни». Другие примеры: «Дети подавленные, отвергаемые, гиперактивные дети, с психо-социальными проблемами, психическими травмами; Клиенты с сильным «внутренним ребенком», без серьезных травм в детстве; Все дети, страдающие от эмоциональной неустойчивости, и дети, имеющие проблемы в поведении (агрессия, направленная на других детей, или на себя, к примеру); Дети, которые пока не могут выразить словами свои проблемы; взрослые с потерей речи (например, после удара) или люди с интеллектуальными нарушениями; Даже дети с аутизмом» и в то же время они рассматриваются как неподходящие для применения метода: «дети с глубоким аутизмом». Примеры клиентов, которым метод приносит наименьшую пользу: «Дети с нарциссическими расстройствами или глубокими расстройствами идентичности, упрямые дети или дети с асоциальным поведением (пытающиеся разрушить группу); Дети с низкой самооценкой, отвергающие кукол (…) Хотя и служба охраны детства и взрослые после того, как увидят процесс, почти всегда принимают решение участвовать; Взрослые с трудностями вовлекаются в терапию; Не целесообразно для детей с психозами, маниями и галлюцинациями; Непреодолимо для людей с тенденцией к психозам».


Предубеждения и другие факторы


Предубеждения проявляются в опроснике как факторы оценки того, насколько клиент является подходящим: «люди, позитивно относящиеся к посреднику…; Люди, которые могут быть вовлечены в куклотерапию и могут установить с этим связь», а также как похожие способности и мотивация: «творческие дети с любыми проблемами; дети и родители, заинтересованные в эмоциональной работе; дети или взрослые, любящие разыгрывать истории; Легко играющие взрослые; Любознательность и социальные способности в групповой работе, разрешение и принятие индивидуальной символической работы». Так же предубеждения проявляются как умения общаться и выстраивать отношения: «Дети, которые в некоторой степени способны использовать язык и которые в некоторой степени способны общаться со мной как терапевтом». 


Терапевтическое использование кукол представляется наименее выгодным, когда: «клиенты думают, что куклы - лишь «игрушки»; дети предпочитают не творить что-то конкретное», для «сильно подавленных, заторможенных людей; людей (в большинстве взрослых) с сильной когнитивной ориентацией, имеющих проблемы с высвобождением; очень застенчивых детей, не отваживающихся играть; клиентов с собственными предубеждениями относительно работы с куклами как с чем-то детским; ограничивающими и препятствующими предположениями о кукольном искусстве; Они могут пугать детей, когда представляются им слишком рано (меньше символического понимания); некоторые дети с травматическим опытом или с тяжелыми проблемами боятся кукол, они не могут сделать так, как будто …; Подростки, смотрящие фильмы ужасов с куклами не могут быть вовлечены в метод, т.к. куклы напоминают им о фильмах и пугают их; дети, которые не любят кукол и имеют бедную фантазию; Дети, живущие в непостоянных обстоятельствах; клиенты с сильным «контролирующим родителем», с ригидными психологическими защитами; … не все дети способны играть – для них иногда невозможно найти историю». Другие упоминаемые факторы, при которых использование кукол наименее выгодно, - то, что это занимает много времени, что может быть истощающим, когда сопротивление клиента становится проблемой.


Как пример: «Дети, не берущие ответственность за действия своей куклы, могут стать трудноконтролируемыми. Некоторые дети могут быть напуганы куклами (дети с аутизмом, очень маленькие дети…)».
Необходимость в художественной и терапевтической компетентности, как уже упоминалось, проблематична, метод требует реквизита, подготовленный персонал в достаточном количестве сложно найти, куклы – не основной терапевтический инструмент и люди не могут рассматривать методы собственной терапевтической динамики.


Краткое изложение


Благодаря тематическому анализу в качественной части опросника были обнаружены шесть измерений: проективное, символическое, отношенческое, чувственное, побуждающее, трансформационное. Относительно того, для кого метод наиболее полезен, некоторые ставят на первое место детей, некоторые говорят о подростковых и юношеских годах. Куклотерапия кажется полезной для тех, кто способен увлекаться, играть, принимать, творить и любопытствовать. Многие тяжелые психические заболевания, такие как глубокие расстройства личности, психозы или аутизм, называются как наименее пригодными для вмешательства кукол. Некоторые участники исследования указывают на риск пугать клиентов с вышеназванными проблемами и травмированных клиентов. Другими наименее пригодными группами для куклотерапии называются клиенты с предубеждениями, сильным внутренним контролем или ригидностью, с жесткой когнитивной ориентацией или подавленные, заторможенные.


Обсуждение


Фокусируя внимание на группах пациентов, которым показана и не рекомендована куклотерапия, отчасти удивительным стало то, что кризис и травма являются более обычными причинами обращения, чем социальные /коммуникационные или психологические трудности. Упоминания о том, что куклотерапия показана для этих групп, встречаются как в опроснике, так и в литературе. С другой стороны, тем, кто боится кукол, вместе с клиентами с психозами или маниями и галлюцинациями не советуется использовать терапевтическую работу с куклами. Это позволяет избежать перенасыщения клиентов или получения проблем с проверкой реальности. Это имеет смысл и, в то же время, – по меньшей мере, в отношении клиентов с психозами, - возможно сделать исключения. Мы можем сравнить это с арт-терапией, которая широко известна применяемостью при лечении психозов. Если терапевт опытен при работе с психозами и способен быть чутким, куклы могут стать главным источником, ключом работы с проверкой действительтности и внутренними конфликтами. Однако, петрушечные куклы являются посредником приближения к физическому и внутреннему Я клиента, и указываются в анкетах, рассматриваются как потенциальные возможности для быстрого выявления травм. Это вместе с информацией о пациентах с тяжелыми психическими расстройствами предполагает, что должно быть предпринято изрядное количество предосторожностей. В добавление, группы с глубокими расстройствами личности и аутизмом – весьма сложная задача для большинства психотерапевтических и креативных арт-подходов. Что касается психотических клиентов, представляется наличие множества путей для использования терапевтических кукол с осторожностью. Однако, многие придают особое значение ценности использования метода с застенчивыми клиентами. Причина в том, что дети могут спрятаться за ширму или сцену, что позволяет другим фокусироваться на кукле, а не на ребенке.


Результаты показывают, что при ответе на вопрос «Как?» использование кукол также оценивается позитивно. Выбор кукол, их включение и используемое количество разнообразно, однако почти все применяют в основном перчаточных кукол. Больше половины отвечающих предлагают клиентам на выбор более 20 кукол. Предлагаемые куклы разнообразны: человекоподобные, куклы-животные, символические. Интересно, что достаточно много предлагается кукол на всех сессиях. Возможно, это связано с тем, что в основном используется немецкий метод. То же может относиться и к количеству сессий (большинство респондентов предлагает больше 10 сессий), однако, это вполне необычное, редкое в наши дни краткосрочное лечение. Другая причина для большого количества сессий может быть в том, что метод требует много времени, особенно если используется полный процесс – от изготовления куклы до игры. Ответ на вопрос «Как?» - безмерно важен, даже когда приводит к предубеждениям. Работа с собственными убеждениями жизненно важна так же, как поэтапное включение кукол для сомневающихся или заторможенных, высокоинтеллектуальных или амбивалентных по другой причине. Как упомянул один из участников, это также может быть вопрос о том, когда вводить кукол - это может быть очень рано для некоторых. Фактически, эти группы клиентов более других нуждаются в таком типе терапии, если они поддаются данному методу. Не в меньшей степени это подходит и взрослым. Цитата во введении поддерживает эту точку зрения.


Качественная сторона результатов более очевидна. Например, все участники работают в недирективном или клиент-центрированном подходе, иногда смешанном с директивным. Ни одна работа не является директивной. Эта работа поддержана в литературе, особенно современной. Большинство терапевтов работают индивидуально и часто включают игру куклами, изготовление кукол и /или ролевую игру. Меньше работы с семьями и кукольными спектаклями. Сравним это с работой Л. Бендера и А. Уолтмана (1936) в 30-х годах (директивно в психоаналитическом подходе, с группами детей, используя кукольные спектакли), и Е. Ирвин (1975) (семейные кукольные интервью). Это, конечно, во многом пути, относящиеся к тому, как видятся в настоящее время клиенты и роль терапевта. Общество движется полным сочувствия путем по направлению к тому, что терапевты больше не являются «экспертами», это скорее товарищи, путешествующие со своими клиентами. И все же, было бы интересным сравнение, если эта работа по-прежнему будет найдена сегодня. Возможно, это находится вне данного эссе, где-то в другом уголке мира, но включить его на этом этапе невозможно. Однако, принимая во внимание качественные измерения работы Л. Бендера и А. Уолтмана (1936), часть их поддержана результатами нашего исследования. Особенно чувственный и эмоциональный аспекты. Л. Бендер и А. Уолтман работали с эмоциональными трудностями, этот аспект наиболее часто упоминался в эссе. Фокус на детях остается таким же, но групповые перспективы, кажется, смещены к индивидуальной работе. Если это так, даже на более общем уровне, что это значит для растущих сегодня детей? Извлекаются ли они из своего контекста чаще, чем им нужно? Слова Г. Гауда, приведенные выше, предполагают возможность работать индивидуально, но с семьями, мысленно представленными в комнате или конкретно с куклами, как с помощью в преодолении нарушенных семейных отношений. Это придает смысл и кажется очень важным, но что, если развитие ребенка нейтрализовано в ежедневной жизни семьи? Тогда присутствие всех членов семьи желательно в терапевтическом кабинете. Все же, это мог быть случай, не поддерживаемый сегодня обществом, ни финансово, ни культурно.


Интегрируя вышенаписанное с подходами терапии искусством, нами может быть получена интересная информация. Например, рассмотрение терапевтического использования кукол как самоисцеляющей игровой терапии идет рука об руку с юнгианским подходом в немецкоговорящих странах. Их определяемая ребенком кукольная игра не фокусирует вербализацию трудностей. Впрочем, в этих странах используются компоненты арт-терапии, когда клиент приходит к изучению арт-продукта (куклы), по меньшей мере, если включено изготовление кукол. На изготовление отводится много времени и часто куклы сделаны полностью. Обращение к искусству и экспрессивной арт-терапии в понятиях метода также многозначительно делать разными путями. Кукла рассматривается как воплощение в материальной форме внутренней жизни клиента, что становится проекцией в игре. В интермодальной перспективе перемещающиеся модальности дают углубленную или расширенную экспрессию. Это служит примером комбинированных самовыражений участников, таких как рассказывание / сочинение историй, рисование (кукол, сцены, реквизита, декораций), изготовление куклы / реквизита, ролевая игра или кукольные спектакли. Взгляд через призму «низкие умения – высокая чувствительность» может быть мотивацией, работающей с новичками, включая взрослых. Термины драматерапии в чем-то даже ближе к куклотерапии, чем экспрессивные искусства. Вход в роль, выход из роли, дистанцирование и повторение могут помочь клиентам осознавать, быть в контакте с чувствами и учиться альтернативным способам преодоления трудных ситуаций. Это, вероятно, может быть дополнением к более общим формам драматерапии, в случаях соприкосновения с экстрачувствительным материалом. Клиент / актер в драме может затем проецировать трудности на куклу и на расстоянии увидеть себя. Клиент, таким образом, защищен, и игра видима как безопасное пространство для исследования.


Заключение


Можно констатировать, что метод куклотерапии подходит большинству клиентов, особенно детям. Результаты также показывают, что меры предосторожности должны быть предприняты с клиентами с тяжелыми психическими расстройствами. Для клиентов с психозами и застенчивых детей результаты разнятся. К тому же, успешное использование куклотерапии связано с индивидуальными характеристиками клиентов. «Полезные» характеристики – любознательность, игривость, творческость, принятие и способность  быть вовлеченным в метод. Характеристики, наличие которых полезно в наименьшей степени - неспособность играть, подавленность, заторможенность, ригидность, жесткая когнитивная ориентация или негативное отношение к куклам. Выбор кукол и их включение – широки, впрочем, перчаточные куклы используются наиболее часто. Многие используют кукол на протяжении всех сессий куклотерапии, удовлетворенность использованием метода высокая. Мы делаем вывод, что кукольное искусство может быть полезным психотерапевтическим инструментом.
Терапевтическое применение кукол может быть разным. Их можно использовать как один из элементов игровой терапии, как интермодальное искусство среди множества таковых в экспрессивной арт-терапии, как часть драматерапии или как непрерывный метод сам по себе. Эта область нуждается в пространстве развития. Лучше, если процесс проходит полный цикл - от изготовления куклы до игры. Как сказал один участник исследования: «Они получают пользу в меньшей степени, если только делают куклу и не играют ею, или используют готовых кукол и не делают своих собственных».


Всем исследователям и специалистам в этой области я говорю: двигайтесь только вперед! Ваша работа – драгоценна!


Виклюнд Оса

арт-терапевт со степенью бакалавра в области социальной работы, член Комиссии по образованию, развитию и терапии Международного Союза театров кукол
Стокгольм


Перевод Ларисы Тельновой

Источник


Размышления о женской доле и женской сути после мастер-класса в Черкесске

Смотрю на этих куколок- красавиц, а вижу их хозяек-создательниц))... Как много всего не раскрытого, по разным причинам глубоко спрятанного от посторонних глаз и от самих себя,  таинственного и непредсказуемого, яркого, непознанного в нашей Истинной Женской Сути...


    


    


    

  

     


Создание кукол - это возможность увидеть,  почувствовать,  понять и принять себя, свои желания, свои чувства, свое тело... Возможность сделать первый  шаг к изменению себя и своей жизни...


И, поверьте, на самом деле это не так уж и просто, как кажется...


Наверное, многие (особенно мужчины, мужья, мудрые мамы и свекрови)) думают, что такие женские встречи, создание каких-то там кукол, рисование непонятных картинок (и т.д., и т.п.) общение с "шарлатанами-психологами" -- это ерунда, напрасно потраченное время и деньги, промывание мозгов... И очень многие мужья-родители-дети-и-другие-значимые-родственники начинают возмущаться-сопротивляться,  предчувствуя грядущие перемены.


Это пугает...Это на самом деле очень страшно - потерять послушную, удобную, покорную, заботливую, хозяйственную, всегда доступную и безотказную, себя забывшую, но до последней капли себя отдаюшую семье и быту, женщину...

Лучше бы посуду помыла, белье прстирала-погладила, в доме убрала, с детьми-внуками посидела-погуляла, еду приготовила, огород полила, еще что-нибудь для нас дорогих-любимых (мужа, родителей, детей...) приятное сделала... И спи-отдыхай...


Да...страшно потерять такую удобную "женщину-берегиню", которая не видит ничего, кроме тех "домашних-семейных обязанностей", которые были ей кем-то когда-то навязаны, под страхом позора и клейма "плохой жены, матери и хозяйки"....

Только ли в этом однообразном многообразии дел заключается женское счастье?...

Я часто думаю об этом...

И я вовсе не против домашних дел и общения с семьей, любимыми, родными и близкими людьми, для которых женщина действительно должна быть Берегиней...


Но я за то, чтобы Родной Дом и Семья были Надежной Крепостью и Защитой не на словах, а на деле... для каждого члена семьи - для детей, для женщин, для мужчин...

...чтобы каждый дом был наполнен Уютом, Светом, Радостью, Счастьем и Любовью...

...чтобы каждый возвращался домой с радостью, мог довериться, расслабиться, отдохнуть и наполниться силами и энергией...

А практика и статистика показывает все с точностью наоборот. Во многих семьях абьюз, алкоголизм, наркомания, физическое, психологическое, сексуальное насилие, которому подвержены со стороны самых близких и родных людей даже маленькие дети, не говоря уже о женщинах...

И у меня просто не укладывается в голове, как в таких ситуациях женщина может быть Берегиней и Хранительницей семейного очага....

...Где женщине взять силы, чтобы справиться с этим??...

...Как женщине почувствовать себя нежной, чувственной, сексуальной, притягательной, любимой, любящей, внимательной, заботливой, если приходится постоянно от чего-либо защищаться, когда тело находится в хроническом напряжении, а чувства заморожены, потому что чувствовать, быть живой и настоящей - это опасно??..

Конечно, в психотерапии есть ответы на все эти вопросы...Но чтобы прийти в психотерапию, нужна невероятная смелость посмотреть правде в глаза и взять ответственность за свою жизнь в свои руки...


О творческих посиделках в Черкесске...

Нас было не много, но оно и к лучшему))...


Встреча получилась очень терапевтиной, восстанавливающей и ресурсной. И вся обстановка студии @psihola09 и @kristinabairamkulova этому способствовала, укутывая теплом и уютом.


Вместо куколки "Женская суть" мы решили сделать другую куклу, которая придумалась в процессе общения с девушками.

И родилась у нас ресурсная куколка-столбушка, в которую каждая участница вложила все, что ей было необходимо на данный момент - здоровье, любовь, счастье, радость, достаток, благополучие, уверенность.


Как всегда процесс получился и диагностическим, и коррекционным. Поскольку кукла является проекцией наших тел (физического, энергетического), при ее создании открывалось много блоков, зажимов в теле, всплывали разные воспоминания (приятные и не очень). И все это мы сразу корректировали и через куклу, и через собственные чувства, эмоции, образы, ощущения в теле.


Если вам интересно понять и прочувствовать, как работают методы и техники арт-терапии, этнокуклотерапии, разобраться в какой-либо проблеме, в себе, записывайтесь и приходите на следующие занятия в Ставрополе и в Черкесске.


    


     


   


   


    


   



Эссе обо мне...


Хочу немного рассказать о себе, так как давно этого не делала.


Зовут меня Мартынова Наталья. Мне 45 лет. И лучшего возраста, чем сейчас у меня еще не было)). Я мама четырех замечательных, почти взрослых девочек, психолог, медицинский логопед (логопед-афазиолог). Как психолог работаю в основном со взрослыми детьми из дисфункциональных семей, как афазиолог - с пациентами с нарушениями речи и высших психических функциях после инсультов, ЧМТ и при других неврологических расстройствах. Логопедия, афазиология, нейропсихология вдохновляют меня также, как психология и психотерапия. И здесь я постараюсь освещать темы, которые важны для всех, кто когда-либо сталкивался с потерей речи и нарушениями когнитивных функций (памяти, внимания, мышления, восприятия), нарушениями двигательных функций, функций глотания в результате перенесенных инсультов, ЧМТ, нейродегенеративных заболеваний. Эти темы очень обширны и касаются не только самих пациентов, но и ухаживающих родственников. Возможно мои посты будут интересны и полезны и моим коллегам.


Если размышлять о том, что повлияло на выбор профессии , то скорее всего - это мое жизненное предназначение и чувствовала я это с детства. То учила, то лечила своих кукол, бабушек-дедушек или соседских детей. В 7 или в 8 классе я уже точно знала что буду психологом.. Почему-то всем говорила, что буду заниматься психогенеалогией, хотя понятия такого в Советском Союзе тогда не было. А специальность логопеда мне напророчили мамины коллеги-педагоги, которые рассказывали, как хорошо для девушки (женщины) быть логопедом и работать в школе) В 1998 году я окончила Ставропольский государственный университет (СГУ, ныне СКФУ), факультет педагогики и психологии, отделение дефектологии, специализация логопедия, социальный педагог. Наши декан и куратор говорили тогда, что выпуск у нас самый уникальный, что мы сможем работать и логопедами, и психологами, и дефектологами, и социальными педагогами...Такие уникальные супер-специалисты - логопсиходефектологи- социальные педагоги))


Но так случилось, что про логопедию я вспомнила только 4 года назад, благодаря Илоне Витальевне Молдовановой @ilonamoldovanova , главному врачу КЦСМП (Краевой центр специализированных видов помощи), когда начала работать в области нейрореабилитации. А до этого времени, сразу после окончания университета, моя профессиональная деятельность была связана только с психологией. Я работала педагогом-психологом в школе N5 г. Канска Красноярского края, детским психологом в психологическом центре, педагогом-психологом в школе Чурсина, был свой детский центр, частная практика, много повышений квалификации и переподготовок в области детской, педагогической психологии, телесной, кризисной и арт-терапии, нейропсихологии и афазиологии.


В период трех декретных отпусков я попробовала себя еще в нескольких профессиях и бизнесах. Пять лет я развивала сетевой бизнес в команде Ениной Натальи @nme200, в компании "Глорион". Работала в рекламном агентстве "Три кита", в которое меня приняли из-за моего голоса (больно уж понравился он директору во время телефонного разговора), Здесь же я познакомилась с гениальным, незабываемым, творческим Геннадием Натье @gennady_natie . Перед рождением двойняшек работала в агентстве недвижимости, продавала квартиры в новостройках и частные дома). Потом у меня была своя компания по продаже медицинской мебели и оборудования, чая, кофе, горячего шоколада.


Из-за длительного перерыва в психологической практике было страшно возвращаться к любимой профессии. И только когда младшие дети пошли в школу и детский сад, я набралась смелости и все-таки вернулась к своей детской мечте - к психологии, к школе, к детям, частной практике.
За все это время было много открытий, осознаний, кризисов и ошибок в работе, в бизнесе, в личных отношениях, в воспитании детей... К сожалению, некоторые ошибки до сих пор не исправлены, но я рада, что работа над ними все-таки ведется)...


Что же касается сегодняшнего периода моей жизни, то сейчас я точно знаю, чего я хочу, что я люблю, что мне нужно, какой я хочу видеть себя и свою жизнь, как я хочу себя чувствовать во всех сферах своей жизни, чем хочу заниматься, какими должны быть отношения и т.д. Я безумно счастлива от того, что владею двумя замечательными специальностями и помогаю людям, воспитываю четырех прекрасных дочерей, нашла для себя интересные вдохновляющие увлечения, благодаря которым я узнаю много нового о жизни и мироздании. Я нашла СВОЙ истинный жизненный путь, моя жизнь интересна, насыщенна и наполнена любовью и радостью, не смотря на возникающие время от времени трудности, с которыми я знаю, как справиться.


Очень ценно, что есть надежные преданные друзья, с которыми мы можем долго не видеться, не общаться, но чувствовуем и знаем, что мы есть друг у друга... Со многими людьми дороги разошлись, но и они, и отношения с ними все равно были и остаются очень значимыми для меня.


Ну, а в личной и семейной жизни ни что не вечно... И с появлением седины, бес бьет в ребро не только мужчин...Но это уже другая история...
Спасибо за то, что читаете мои посты)